Оглавление:
- Виды учёта
- Положение о рабочем времени водителей
- Персональные навыки:
- Методы учета рабочего времени
- Разделение рабочего времени для водителей автобусов
- О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
- Ответственность за нарушение рабочего режима водителя
- Похожие вакансии
- Распространенные вопросы
- График работы для личного водителя
- Рабочее время водителя
- Ежедневный учет
- Дополнительные особенности
- Время работы
- О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
Виды учёта
В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:
- Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
- Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).
При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза. Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно): При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:
- Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
- Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.
Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.
Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю. к содержанию ↑
Положение о рабочем времени водителей
При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.
Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.
Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.
Персональные навыки:
Владение иностранными языками Укажите язык и степень владения Уровень владения ПК Укажите уровень владения и знание программ Дополнительная информация Важная информация, которой не нашлось места в анкете Защита от спама Введите символы с изображения: *
Прошу внести мою анкету в базу резюме компании Выражаю свое согласие на обработку персональных данных, с ознакомлен*
Методы учета рабочего времени
В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:
- Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.
- Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
Разделение рабочего времени для водителей автобусов
Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части.
При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:Действия водителяФактическое времяРабочее времяУправление автобусом4 часа4 часаПерерыв2 часаОбед2 часаУправление автобусом4 часа4 часаИтого12 часов8 часовДанная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов.
Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза.
При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.
Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.
Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.
Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.
Ответственность за нарушение рабочего режима водителя
Работодатель обязан оснастить ТС тахографами. Это специальные аппараты, позволяющие непрерывно регистрировать данные о скорости, маршруте, режиме труда и отдыха. Если тахографа нет, ответственность накладывается на основании статьи 11.23 КоАП РФ:
- Нарушение режима труда – штраф от 1000 до 3 000 рублей.
- Отсутствие тахографа, если его установка обязательна, или нерабочее состояние аппарата. Штраф составит 1 000-3 000 руб для граждан, 5 000-10 000 руб для должностных лиц.
В последнем случае штраф уплачивается именно водителем.
Наказание может накладываться в течение 2 месяцев с даты совершения правонарушения.
Похожие вакансии
Компания «КЛавто» – это лидер пассажирских перевозок на российском рынке с 1999 года, предлагаем своим клиентам корпоративное транспортное обслуживание, в том числе выполняем разовые заказы: доставка в бизнес-центры, на предприятия, обслуживание торговых центров, экскурсионные и туристические поездки…

Проверенный работодатель КЛавто, Другое м. Строгино
Водители…
JCat, сервис размещения объявлений, Агентство по подбору персонала м. Кунцевская
ООО МСВ, Пассажирская компания м.
Печатники
Необходимы карточки СКЗИ;
Экскурсионное бюро Бониан, ООО, Экскурсионное бюро м. Бутырская
АО «Автолайн» Москва
Казани, XXII Зимних Олимпийских игр и…
JCat, сервис размещения объявлений, Агентство по подбору персонала м. Технопарк
Кунцевская;
Служба занятости «Работа для вас», Издательский дом м.
Кунцевская
Долгопрудный, Новое ш. Д. 40 (4 рейса в день) Требования:…
Проверенный работодатель Велта, ООО, Логистическая компания Долгопрудный
D, С,Е; Требования: Опыт работы; Обязанности: соответствующие требованиям; Условия: Постоянная занятость, з/п по дог. Г. Люберцы, г. Раменское;
Служба занятости «Работа для вас», Издательский дом Люберцы
Требования: Водительские права категория D и наличие карты тахографа ОБЯЗАТЕЛЬНО…

Проверенный работодатель jobcart.ru, Агентство по подбору персонала м.
Беговая
Транспортное…
JCat, сервис размещения объявлений, Агентство по подбору персонала м. Южная
Проверенный работодатель Группа компаний 369, Такси м.
Владыкино

Проверенный работодатель Центр Найма Водителей, Кадровое агентство м.
Комсомольская
Проспект Мира
Распространенные вопросы
Как учитывается время охраны груза водителем? Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Если грузовым автомобилем управляют два человека, как учитывается время?
В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов.
Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа.
Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает. Какой максимальный штрафы водителю за отсутствие тахографа?
Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании –10 тысяч рублей. В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом.
Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.
График работы для личного водителя
Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня. Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:
- работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
- труд водителя не поддается точному учету по времени;
- требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
- рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.
Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д.
Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.
Рабочее время водителя
Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:
- время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
- время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
- стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
- простои, которые случились не по вине водителя;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
- специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
- для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.
То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки. Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:
- время охраны груза — не менее 30 %;
- время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.
Пример.
Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж. Период Фактическое время Рабочее время Предрейсовый осмотр 15 минут 15 минут Управление ТС 30 минут 30 минут Погрузка 30 минут 30 минут Управление ТС 3 часа 3 часа Охрана груза 2 часа 40 минут (30 %) Разгрузка 30 минут 30 минут Управление ТС 3 часа 3 часа Послерейсовый осмотр 15 минут 15 минут ИТОГО 10 часов 8 часов 40 минут
Ежедневный учет
Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю.
В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.
Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя. Читайте также За что грозит штраф ГИБДД 15000 рублей в 2021 году Ответственный водитель довольно редко может столкнуться с наказанием в размере 15 тысяч рублей.
Это весьма крупная…
Дополнительные особенности
День водителя может разделяться на 2 части.
Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов). В приказе №170 в 2021 году появилось дополнительное ограничение.
В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.
Время работы
Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.
Он складывается из таких составных частей, как:
- Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
- Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
- При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
- Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.
- Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
- Регламентированные перерывы на отдых;
- Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
- Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
- Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
- Собственно управление автомобилем или автобусом;
Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%. Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.
Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи.
Данное требование абсолютно незаконно!
к содержанию ↑
О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами. Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых.
Но в любом правиле есть исключения.
Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.
Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители.
Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени.
Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.
Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.
К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется.
Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.
Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы.
За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год. О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии.
Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.
Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем.
Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени. Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода.
Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно. Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету.
Иногда суммированный учет становится индивидуальным.
Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников. О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности.
Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.
График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени.
Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13. В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается.
Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами. Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком.
Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета: 1. График работы. 2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
3. Продолжительность учетного периода. Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.
О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю.
Правила стандартные, и выше уже не раз описывались.
Оформление проводится с использованием унифицированных форм.
Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа.
Отдых и питание в этот срок не входят.
Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой.
Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган.