Наследство

Ращворот на т образном перекрестке с главной

Разворот на перекрестке по главной дороге


3-я статья из 10 в серии

Продолжаем отвечать на вопросы читателей и в этот раз на повестке дня два похожих вопроса по теме разворотов на перекрестке. Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге.

Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?

Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (). Вопрос 2: Я на главной дороге совершаю разворот, одновременно с второстепенной дороги выезжает другой водитель направо, то есть получается, что мы собираемся ехать дальше в одном направлении. Оба совершаем маневр, только я с главной, а он с второстепенной!

Кто кому должен уступить дорогу?

Ответ: Уступает автомобиль, поворачивающий с второстепенной дороги ().

Теперь, подробнее. Теме разворотов на перекрестках посвящена статья . Поскольку в вопросах присутствует термин «главная дорога», то и речь, соответственно, пойдет о . Рассмотрим эти две, казалось бы, похожие, но в корне отличающиеся ситуации более подробно. Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).
Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).

Но в первом случае главная дорога поворачивает на перекрестке (меняет свое направление, на что указывает знак ), а во втором случае главная дорога «прямая», а второстепенная дорога примыкает к ней (либо пересекает ее). Разберем каждый вариант по отдельности, и начнем с более простого (второго) варианта, когда главная дорога «прямая». Предположим, вы едете по дороге и видите, что впереди перекресток (у вас либо знак , либо знак , а слева примыкает второстепенная дорога).

По примыкающей дороге к перекрестку приближается автомобиль и «мигает» правым «поворотником». Вам необходимо развернуться, и вы, соответственно, включаете левый указатель поворота. Водитель того автомобиля вас видит, видит ваш левый указатель поворота, и что он может предположить?

Первое, что он подумает, это то, что вы будете поворачивать налево (на дорогу, с которой он сам выезжает). Т.е. он еще не знает, что вы намереваетесь развернуться. А тем временем, оба автомобиля въезжают на перекресток, и нужно очень быстро принимать решение.

Юридическое преимущество на вашей стороне ( – ваш автомобиль движется по главной дороге, а оппонент выезжает с второстепенной дороги – обязан ), но если между водителями нет взаимопонимания обоюдных намерений, то возможен любой исход, в т.ч. и столкновение. Водитель с второстепенной дороги может попытаться успеть выехать, так сказать, под прикрытием (он, ведь, не знает, что вы разворачиваетесь). Вы, в свою очередь, уверены в том, что у вас преимущество (вы – на главной дороге), поэтому разворачиваетесь с предположением, что вас пропустят вперед (что вам уступят дорогу).

Создается опасная ситуация. Как из нее выйти, точнее, как не столкнуться, однозначного ответа нет, многое зависит от второстепенных факторов: кто подъехал раньше и разгадал намерения оппонента, кто первый обнаружил опасность столкновения и принял меры (например, затормозил, уступил), и др. Есть такое неформальное правило: преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Теперь рассмотрим приоритеты в более сложном случае разворота, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление. Он как-бы сложный и простой одновременно.

Сложность в том, чтобы дать понять окружающим, что ваши намерения именно развернуться, а не повернуть налево. Для этого следует заранее сбавить скорость, включить левый «поворотник» и занять место на проезжей части для разворота (крайнюю левую полосу).

В случае, как изображено на картинке, оба участника едут по главной дороге и юридическое преимущество на стороне автомобиля, поворачивающего направо (). Т.е. дорогу уступает тот, кто разворачивается. Какие опасные моменты могут возникнуть в этой дорожной ситуации? Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил) или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е.

Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил) или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е.

я прав, и точка!). Опасность первого случая устраняется повышением внимания к дорожной обстановке, второй случай, к сожалению, не «лечится». Потому что, как было уже сказано выше, реальное преимущество определяется гарантией отсутствия ДТП – еще следует убедиться, что вам уступают дорогу.

Понятно, что ситуации на рисунках упрощенные, поскольку отсутствуют другие участники движения, это ведь просто нарисованная схема. В реальности машин на дороге гораздо больше, они все движутся и тем самым общая обстановка усложняется, но расстановка приоритетов от этого не меняется.

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что разворот не будет противоречить ПДД, либо, нет уверенности, что сам маневр пройдет гладко, например, за один заход или один оборот, т.е. не придется сдавать назад. Обычно, на перекрестке места для разворота хватает, но нужно помнить, что движение задним ходом на нем (на перекрестке) запрещено (). В статье рассмотрен случай с задним ходом на перекрестке.

Если, все-таки, возникают сомнения, целесообразно воздержаться от маневра, и поискать для него другое место, например, развернуться вне перекрестка с использованием обочины или прилегающей территории.

Разворотам вне перекрестка посвящена статья . Как развернуться через обочину, когда не хватает пространства для разворота, можно прочесть в одноименной статье , где был дан ответ именно на этот вопрос.

Навигация по серии статей Автор: Последнее обновление: 30.09.2019

Знаки, запрещающие разворот

ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них.

Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков.

К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

  1. 4.1.4 «Движение прямо и направо».
  2. 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
  3. 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
  4. 1.31 «Тоннель»;
  5. 4.1.2 «Движение направо»;
  6. 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
  7. 5.17 «Место остановки трамвая»;
  8. 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  9. 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
  10. 4.1.1 «Движение прямо»;
  11. 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;

Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

  1. 1.2.1 «Сплошная линия»;
  2. 1.3 «Двойная сплошная».

Со светофором

Итак, впереди регулируемый Т-образный перекресток, и первое, что нужно сделать, для того, чтобы развернуться на нем, это занять крайнее левое положение еще до стоп-линии. После этого водитель обязан включить левый поворот и выехать на центр перекрестка, дождавшись основного зеленого сигнала на бессекционном светофоре или включения левой стрелки на оптическом приборе, оборудованном дополнительной секцией.

В последнем случае показания основной линзы не будет иметь значения, а это значит, что движение можно продолжать даже в том случае, если горит красный. Другое дело, что придется пропускать всех, кто едет прямо и направо по встречке, если приходится разворачиваться не перед тупиковой зоной.

В обратной ситуации пропускать будет некого, поэтому водитель сможет в кратчайшие сроки завершить начатый маневр, убедившись в том, что другие водители, стоящие на стоп-линии примыкающей дороги, его пропускают. Если же получилось так, что выехавший на центральную часть перекрестка владелец ТС не успевает закончить начатый на разрешающий сигнал разворот, то ему будет предоставлена такая привилегия, главное, чтобы другие водители не препятствовали его движению.

Техника выполнения разворота

Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

  1. проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
  2. выровняйте машину после завершения разворота;
  3. далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
  4. водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
  5. выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.

Разворот на регулируемом перекрестке

Если предстоит развернуть автомобиль на регулируемом перекрестке, то разворот выполняется по тем же правилам, что и :

  1. Необходимо заблаговременно по правилам перестроения занять крайнюю левую полосу, включив левый указатель поворота;
  1. На разрешающий сигнал светофора выезжаете ближе к середине перекрестка.

    Передние колеса нужно держать в положении «прямо». Дальше середины перекрестка выезжать не следует.

    Наверняка за вами выстроится очередь для поворота налево, и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться.

    Некоторые водители будут пытаться срезать путь под вашим «прикрытием», поэтому, выполняя разворот, всегда обращайте внимание на то, что творится слева-сзади от вас. Как и при повороте налево, пропускаете встречный транспорт, который движется «прямо».

    Если встречных машин нет, то можно развернуться сразу, как только выехали на пересечение проезжих частей;

  1. Пропустив встречные ТС, и убедившись в том, что никому не помешаете, выполняете разворот. Если к тому времени для вас загорелся запрещающий сигнал, то спокойно заканчиваете разворот, так как автомобили, въезжающие на перекресток на разрешающий сигнал с других направлений, обязаны дать вам завершить маневр. Но в подобной ситуации вам нужно быть предельно внимательным;
  1. Завершаете разворот, выключаете указатель поворота и следуете далее по своему маршруту.

Правила разворота на перекрестке

  1. В случае, если автовладелец неправильно развернулся, избрав для маневра ближнюю территорию, при этом выехал за границу перекрестка, то, в итоге, он оказывается прямо на встречной полосе.

    В качестве наказания за такое нарушение предусмотрено: как минимум – административный штраф в размере 5000 р, а как максимум – лишение права вождения на срок до полугода. Повторный подобный маневр неизбежно приведет к лишению прав на год. Естественно, в каждом отдельном случае могут быть свои нюансы, но в целом, это правило справедливо для разворота в пределах перекрестка любого типа.

  2. Неправильный разворот на дальней территории, повлекший за собой выезд за пределы перекрестка, приведет к пересечению сплошной линии разграничения между встречными направлениями.

    Но выезда на встречную полосу не будет, так как движение авто идет строго перпендикулярно ей.

    В этом случае водитель получит фиксированный штраф, размером в 1500 р.

Важно: при превышении радиуса разворота за пределы пересечения проезжих частей – будет действовать наказание, соизмеримое дальности траектории. Чтобы понять, что ждет водителя за разворот вне границ ближней и дальней траектории, лучше детально рассмотреть данные ситуации.

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  1. трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  2. если справа ТС нет, движение можно начинать.
  3. водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;

Как выполнить разворот

Важным является вопрос, можно ли разворачиваться на перекрёстке, который не регулируется светофором. Этот манёвр выполняется согласно с правилами для других участков пути.Алгоритм движения является следующим:

  • Займите положение с левого края полосы, соблюдая правила движения. Включите сигнал поворота влево.
  • По завершении манёвра выключите сигнальные лампочки автомобиля.
  • Дождитесь нужного сигнала светофора. Подъезжайте в средину перекрёстка. При этом передние колеса автомобиля остаются прямые. Не продвигайтесь дальше средины участка. На оживлённых улицах за вашим авто может создаваться очередь, некоторые водители создадут помехи и перекроют путь. По этой причине внимательно осматривайте ситуацию позади своего авто.
  • Когда вы уверились, что весь транспорт пропущенный, можно приступать к процедуре разворота. В случае появления красного сигнала светофора, прекращать манёвр не нужно. Транспортные средства, которые начинают движение в вашем направлении, обязаны пропускать вас для завершения разворота.
  • Транспортные средства, которые движутся прямо, необходимо пропустить. При отсутствии встречных автомобилей разрешается развернуться после пересечения проезжей части.

Дальнейшее движение транспортное средство выполняет согласно с правилами.

Второстепенные и главные дороги во время разворота

Важное значение при выполнении разворотного маневра имеют установленные дорожные знаки.

Разворачиваясь, всегда обращают внимание на двигающийся впереди трамвай.

При наличии знаков «Стоп» или «Уступи дорогу», необходимо произвести остановку и, при необходимости, пропустить машины, двигающиеся по главной дороге.

Когда речь идет о перекрестке в виде буквы «Т», не всегда его главная дорога имеет прямую форму. Выбирая порядок выполнения маневра, обращают внимание на:

  1. если через перекресток проложены трамвайные пути, действия водителя будут зависеть от наличия или отсутствия трамвая;
  2. значение знака главной дороги;
  3. сориентировать других водителей при развороте поможет включение правильных сигналов поворота в процессе выполнения маневра.
  4. применение правила «помехи справа» при отсутствии указателя главной дороги;

О сигналах поворота

Последний момент тоже крайне важен. Дело все в том, что большинство водителей не знают, как правильно указывать направление своего движения.

Перед гражданином Т-образный перекресток. Маневр разворота в обязательном порядке включает в себя указание остальным водителям будущего направления.Как ведет себя основная масса граждан?

Например, при использовании прилегающей территории справа многие показывают данное направление разворота, затем переключают его на левый сигнал. То есть, для разворота в левую сторону сначала указывают на противоположную сторону.Это неправильное поведение. Оно только сбивает с толку остальных водителей.

На самом деле по установленным правилам не нужно показывать направление, которое подразумевает заезд на прилегающую территорию.

Это значит, что гражданин должен сразу же включить левый поворотник. Так он покажет, что совершает разворот влево. Аналогичное правило действует для правой стороны.

На самом деле ничего трудного в этом нет.

Как выполняется разворот?

Проходя обучение в автошколе, все курсанты изучают на теоретических занятиях технику выполнения различных маневров. Что касается разворота на перекрестке, необходимо помнить основные моменты:

  1. когда поток машин больше не является помехой, вывернуть руль до упора влево,
  2. выключить сигнал поворота, и подстроиться под скорость движения текущего потока.
  3. до начала манипуляции включить сигнал поворота,
  4. когда маневр завершен, выровнять руль в исходное положение,
  5. остановиться и удерживать ногу на педали тормоза, ожидая, пока проедут транспортные средства, имеющие приоритет,

В принципе совершения данных действия никаких трудностей нет. Все приходит с опытом, поэтому необходимо постоянно тренироваться.

Для начала лучше выбирать менее загруженные улицы с безопасными участками дороги. Так водитель сможет чувствовать себя комфортнее. Всегда стоит быть особенно внимательным, совершая любые маневры на перекрестках.

Не забывать про дорожные знаки и разметку, а также, следить за сигналами светофора. А когда за рулем водитель неопытный, ни в коем случае, не выполнять действия в спешке, и лучше всего, выбирать менее опасные участки дороги, для того, чтобы спокойно и планомерно развернуться.

Разворот на Т-образном перекрестке

6-я статья из 10 в серии

Как уже упоминалось в статье , не выделяют эти перекрестки в особую группу.

Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, где происходит слияние двух дорог. Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов.

Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.

Правила выполнения разворота на перекрестке, так сказать, в общих случаях, изложены в статье . Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются. Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен.

Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен. Остальное – это уже техника выполнения разворота, которая также описана .

Техника выполнения разворота на регулируемых и нерегулируемых Т-перекрестках различается лишь соблюдением приоритета. Поскольку в первом случае действует (поворот налево и разворот по зеленому сигналу светофора), а во втором – весь раздел «нерегулируемые перекрестки» ().

Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах. Как известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог).

Очень часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.

Собираясь развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота». Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено ().

Если видите, что места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота.

Что означает «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же т-образному перекрестку с разных его дорог. На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е.

когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.

Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток. Если, например, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.

Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота.

На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке. Впрочем, места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке. А как быть, если, все-таки, не удалось развернуться за один заход?

Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет.

Это нарушение, но накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано.

Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад. Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке ранее был рассмотрен в статье .

Рекомендую ознакомиться. Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом т-образном перекрестке с примыкающей дороги.

Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду и «мигает» левым «поворотником».

Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево. Загорается зеленый сигнал, и вы начинаете движение.

Для правильного разворота, чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.

В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать».

Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение.

Поэтому, в процессе разворота — все внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом т-образном перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева.

На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге. Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги.

В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.

В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (). Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно.

Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.

Бывает, что главная дорога на т-образном перекрестке меняет свое направление. В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений.

Вам также может понравиться...