Страхование (КАСКО, ОСАГО)

Пример злоупотребление должностными полномочиями

Пример злоупотребление должностными полномочиями

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями


В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  1. наименование документа «Заявление о преступлении»;
  2. адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  3. в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  4. обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, .
  5. наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  6. должностное лицо, которому оно направляется;
  7. ФИО заявителя;

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского , оперативной работы, данные видеосъемки и пр.Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.Дорогие читатели, каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Москва: .
  3. Регионы: .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Рейтинг автора42

Автор статьиЮристНаписано статей167

(Пока оценок нет)

Загрузка. Отлично 0Похожие вопросы

1 477

607

734

1 590Добавить комментарий + = семь Популярное1 5901 5421 477Обновления на сайте

4

3

6

9Показать ещеPravo.TeamВаша персональная команда© 2020–2019 – Юридический журналПерепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо!В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Доказательство вины

Чтобы привлечь виновное лицо к ответственности пострадавший или третье лицо (свидетель, представитель пострадавшего), должен обратиться в государственный орган, защищающий права граждан – МВД.

Если же превышение полномочий было допущено сотрудником полиции, лучше написать жалобу в прокуратуру.

Куда пожаловаться на бездействие полиции — читайте на нашем сайте Чтобы доказать вину должностного лица нужно предварительно подготовить все возможные доказательства осуществления преступления. Это поможет следствию точнее восстановить картину произошедшего. Такими доказательствами являются:

  1. показания свидетелей,
  2. документы, полученные во время совершения преступления (к примеру, при неправомерном задержании полицией),
  3. аудио, видео и фото с места преступления.
  4. документы, подтверждающие причиненный пострадавшему вред (к примеру, медицинское заключение),

Пример превышения служебных полномочий — в видео ниже: Имеющиеся доказательства, а также копию паспорта пострадавшего нужно прикрепить к заявлению в полицию или прокуратуру.

В заявлении нужно указать:

  • Обстоятельства дела (когда, где, каким образом было осуществлено преступление).
  • Адрес и телефон обращающегося (в шапке).
  • Какая цель данного документа (что требуется сделать).
  • К каким последствиям привело преступление.
  • Кто и к кому обращается (в шапке).
  • Дата и подпись.
  • Перечень прикрепленных доказательств по делу.
  • Все известные сведения о преступнике или преступниках.

После подачи заявления потерпевший, свидетели и обвиняемый могут быть несколько раз вызваны на допрос, а также в суд.

Что-то непонятно? Задайте вопрос и получите комментарий специалиста Дополнительные материалы: Олег Храбров Олег Юрьевич Храбров родился в 1969 году в Звенигороде Московской области. После школы служил в армии, а затем учился в Московском государственном юридическом институте. Работал следователем уголовного розыска.
Работал следователем уголовного розыска.

За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Разделы сайта О нашем сайте Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт или источник информации.

Информация Контакты По вопросам сотрудничества и рекламы, а также жалоб и претензий просим писать на наш электронный адрес. the.site [@] lexconsult.online Scroll to Top

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом.

Отличий же больше, вот основные из них:

  • Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
  • Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  • Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).При наличии отягощающих обстоятельств меры наказания ужесточаются до лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать государственные должности на протяжении срока до 3 лет.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием. 2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Рекомендуем прочесть:  Платное эко в перми

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст.

39 УК). Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК). Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст.

286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК. Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. 3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п. Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом. 4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.). Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества. Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. или и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений. 5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо. 6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта.

Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления. 7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч.

3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч.

3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст.

286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Навигация по записям

Какие могут быть исключения

Уже упоминалось о том, когда наказание преступнику-служащему могло бы быть отменено, либо уменьшено.

Конечно же, при получении выгоды, или иной личной заинтересованности в преступлении, что совершено и повлекло тяжкие последствия, никакое обстоятельство не сможет отменить назначение судом мер ответственности. Но при иных обстоятельствах, где нет корыстного личного мотива, вполне возможно послабление.
Но при иных обстоятельствах, где нет корыстного личного мотива, вполне возможно послабление.

Случаями-исключениями могут быть ситуации, когда:

  • Ответчик действовал по приказу вышестоящего лица, осуществляя при этом свои служебные обязанности, повлекшие преступление.
  • Первым признаком субъективной стороны было отсутствие превышений степени крайней необходимости.
  • Совершенное преступление исключило возможность реализации другого нарушения закона.
  • Служащий действовал по незнанию.
  • Обнаруженное деяние не совершено из корыстной или иной мотивации.
  • Виновник в должностном злоупотреблении предотвратил опасность для жизни, либо порчи государственного имущества.
  • Угрозы для общества или государства не было, преступник не наказывается.

Любому из этих или иных послаблений должны быть соответствующие подтверждения.

Каждое обстоятельство в пользу обвиняемого, служащее как смягчающее его вину, принимается во внимание судебными органами и учитывается при определении меры наказания, либо отмены таковой.

Общее правило для всех случаев должностных злоупотреблений – если есть корыстная заинтересованность, тогда наказание будет в любом случае назначено.

При этом наказываться могут даже главные представители органов местного самоуправления (пп.2-3 статья 285 УК РФ).

Для государственных служащих степени наказаний всегда назначаются выше, чем иным провинившимся перед законом должностным лицам.

Автор: Казаникова Елена Владимировна No related posts.

Случаи из практики

  • Директор школы фиктивно оформила своих родственников на должности охранников, сторожа и завхоза. При этом им регулярно начислялась зарплата, которую получала сама директор, а данные лица на работе вообще не появлялись. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по ст 286 УК РФ.
  • Сотрудники полиции города Ахтарска задержали гражданина Н в состоянии алкогольного опьянения и поместили его в камеру для административно задержанных. При этом его никуда не вывозили, в суд заявления об административном правонарушении не подавали, возможности связаться с адвокатом не предоставили. Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов. Из-за отсутствия нормального питания и медицинских препаратов у гражданина резко повысился уровень сахара, так как он страдает диабетом. Вследствие этого задержанный вынужден был лечь в больницу и пройти курс лечения. Действия полицейских повлекли за собой существенное ухудшение здоровья задержанного. За эти деяния стражи порядка были наказаны штрафом в размере их полугодовой зарплаты и уволены из органов.
  • Следователь С. Вел дело о взятке. Изъятые денежные средства в размере 200000 рублей он не сдал в камеру хранения, а оставил их себе. При этом он пояснил, что не помнит всех обстоятельств дела. Сначала дело возбудили по статье 286, а затем переквалифицировали на 158 (кража) с использованием служебного положения.

Если должностное лицо в момент преступления находилось не на службе, то его будут судить как гражданского человека:

  • Полицейский С., имея табельное оружие, применил его при ссоре с соседями.

    Он ранил одного гражданина и выстрелами повредил его автомобиль. Поскольку полицейский находился не на службе, то его судили как гражданское лицо, а не по 286 статье.

к содержанию ↑

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности. В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ.

В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ. Объектом преступного деяния выступают:

  1. муниципальные учреждения;
  2. государственные и местные органы власти;
  3. воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  1. Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  2. Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  3. Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  4. Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий.

Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  1. Лишение свободы длительностью до семи лет.
  2. Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  3. Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;

Также, ст. 285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством или , так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов.

Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Превышение должностных полномочий

По действующему законодательству наказание при превышении прав с преступными намерениями определяется отдельно (ст. 286 УК РФ), при этом:

  1. виновный гражданин, который является должностным лицом, действовал при наличии документа, подтверждающего его права в отношении определенных служебных функций: инструкции, положения;
  2. имело место значительное нарушение прав иных граждан или организаций, государственных или общественных интересов.
  3. действия виновного должностного лица превысили границы его прав, то есть не имели на то законных оснований;

К сведению!

Причина, повлекшая совершение правонарушения должностного характера, не влияет на принятие решения по ситуации, но указанный мотив поступка может учитываться при определении меры наказания.

Пример. Группой государственных служащих за денежное вознаграждение производилось незаконное распределение земельных наделов. Один из виновных в ходе следствия признал вину, объяснив свои действия недостатком материальных средств для дорогостоящего лечения члена его семьи, что было подтверждено документально.

Все фигуранты дела были приговорены к ограничению свободы, но мотивация одного из виновных была принята во внимание судом и выразилась в смягчении наказания: для него срок лишения свободы был уменьшен.

С учетом субъекта, совершившего преступление, и последствий деяния наказание по ст.

286 УК РФ определяется:

  1. для граждан, имеющих властные полномочия по причине занятия государственных должностей (государства или субъекта РФ), а также для руководителей местного самоуправления, превысивших собственные властные полномочия, в виде штрафной выплаты до 300 000 руб. или ограничение свободы до 7 лет с запретом работать на должности, аналогичной последней;
  2. для иных граждан, превысивших имеющиеся властные полномочия, в виде штрафа до 80 000 руб. или лишения свободы до 4 лет с запретом работы на определенных должностях до 5 лет.

Указанные преступления могут стать причиной более жесткой ответственности (ст. 111, 112 УК РФ) при наличии отягчающих обстоятельств в виде:

  1. нанесения тяжких последствий третьим лицам.
  2. факта избиения или его угрозы;
  3. использования оружия или иных травматических средств;

При этом допустима мера в виде ограничения свободы до 10 лет с запретом работать на некоторых должностях и заниматься определенными видами деятельности до 3 лет.

К сведению! Гражданин, совершивший умышленное деяние, предусмотренное ст. 285, 286 УК РФ, вызванное выполнением незаконного распоряжения (приказа), ответственен по общим правилам. Поступки руководителя, издавшего соответствующий документ, классифицируемый позднее как подстрекательство/посягательство на государственные нормы, подпадают под действие Особенной части УК (со ссылкой на ст.

33). Работник, издавший незаконное распоряжение, привлекается к ответственности как исполнитель правонарушения.

Вам также может понравиться...