Страхование (КАСКО, ОСАГО)

Можно ли списывать гсм без путевых

Можно ли списывать гсм без путевых

Оглавление:

В каких случаях путевой лист не нужен


Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией.

Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла.

В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию.

Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем. Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  • Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.
  • При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Списание ГСМ по путевым листам

Для обоснования расхода на использование ГСМ организация может применять унифицированную форму путевого листа, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, или самостоятельно разработанный бланк ().

При этом путевой лист должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные и . Использование нетиповой формы путевого листа нужно будет закрепить в учетной политике (). Путевой лист оформляется на каждое автотранспортное средство отдельно ().

Расходы на ГСМ можно учитывать как в составе материальных расходов, так и включить в прочие расходы на содержание служебного транспорта (, ).

Путевой лист в этом случае подтверждает использование автомобиля в служебных целях.

В частности, в путевом листе указывается маршрут и время передвижения автомобиля. Из этих показателей становится понятно, использовался ли автомобиль в служебных целях, сколько километров за рабочий день пройдено.

Соответственно, зная расход топлива, можно рассчитать расходы на ГСМ.

Списание ГСМ по путевым листам

Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров. В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра. В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д. , то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления. Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.
Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.

Списание ГСМ

Все виды топлива, включая и бензин, это горюче-смазочные материалы (ГСМ). Для списания расходов на ГСМ потребуется составление соответствующего акта. Данный документ составляется специальной комиссией, в состав которой включаются как минимум два сотрудника компании.

Определенных жестких требования по составлению акта на списания ГСМ законодательство не устанавливает. Поэтому компании вправе самостоятельно разработать шаблон акт, что должно быть утверждено руководителем и зафиксировано в локальных нормативных документах компании. Если утвержденной формы акта в компании нет, то при каждом составлении документа может применяться произвольная форма (Читайте также статью ⇒ ).

Можно ли списывать без путевых листов

Помимо списания по путевым листам существует ряд способов, наиболее распространенными из которых являются:

  1. компенсация расходов.
  2. учет по лимитам;

При первом случае устанавливается предприятие система контроля ГСМ, то есть лимит на потребление топлива.

Под понятием «учет лимита» подразумевается выделение конкретных средств на покупку ГСМ на один месяц работы автотранспорта. Также применяются топливные карты, по которым АЗС отпускает ГСМ, оформляемые на каждый автотранспорт.

Обобщенная сумма денежных средств не должна превысить установленную по лимиту норму.

Данная система оправдала себя при одинаковом маршруте автотранспорта, повторяющегося каждый день. Если образовывается перерасход ГСМ, то материальный бухгалтер составляет официальные бумаги, по которым находится сумма превышения. Она списывается в установленном порядке.

Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта.

В основе сделки лежат указания статьи 188 ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику. Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации.

Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации. Списывается ГСМ, сообразно установленным на предприятии нормативам.

И в заключение следует отметить, что в налоговом учете ГСМ разрешается списывать в размере фактически израсходованных средств. Но обоснованными они считаются, если расходы не превышают нормативные значения.

Предприятие вправе использовать нормы Минтранса, но в тоже время может разработать свои собственные нормативы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, имеющийся у него. При этом обосновав их замерами ежедневного расхода топлива.

Нормативы расходования автомобильного топлива

Нормативные данные позволяют:

  1. вести учёт затрат на горючее;
  2. контролировать перерасход топлива.
  3. списывать дизельное или высокооктановое топливо со счетов учреждений в соответствии с законодательством;

В отношении компании, не предоставляющей автотранспортные услуги, но использующей арендованное или состоящее на балансе ТС, ограничительные нормативы в этом плане не предусмотрены. Для плательщиков налога на прибыль действует правило: списывать затраты на ГСМ допускается, исходя из их фактического расхода.

Однако тот, кто платит за бензин свои, а не бюджетные средства, в конце концов приходит к выводу, что такие нормативы нужны прежде всего для компании.

Тогда руководитель будет знать объём реальных затрат топлива на деловые поездки. Да и экономически обосновать расходы на топливо при проверке будет проще с помощью нормативов. Для конкретики рассмотрим вопрос, как установить эти показатели для легковых автомобилей.

Процедура расчета ограничительных нормативов включает следующие этапы:

  • Определение базовой нормы. Делается это такими способами:
    • по нормативам Минтранса. Это метод используется чаще всего;
    • учитывается расход топлива, указанный заводом-изготовителем в техдокументации на ТС;
    • самостоятельное проведение контрольных замеров.
  • “Возрастной”. На автомобиль с пробегом более 100 тыс. км или старше 5 лет разрешается применять коэффициент, равный 5%;
  • “Зимний”.

    Устанавливается в зависимости от климатических особенностей региона и колеблется в пределах 5–20%.

  • самостоятельное проведение контрольных замеров.
  • Установка коэффициентов/надбавок.

    К наиболее востребованным относятся такие коэффициенты:

    • “Городской”. Например, если в населённом пункте проживает более 5 млн человек, применяется коэффициент, достигающий 35%;
    • “Возрастной”. На автомобиль с пробегом более 100 тыс. км или старше 5 лет разрешается применять коэффициент, равный 5%;
    • “Зимний”. Устанавливается в зависимости от климатических особенностей региона и колеблется в пределах 5–20%.
  • учитывается расход топлива, указанный заводом-изготовителем в техдокументации на ТС;
  • по нормативам Минтранса. Это метод используется чаще всего;
  • Подсчёт итоговой (рабочей) нормы.

    Для этого используется такая формула:

  • “Городской”. Например, если в населённом пункте проживает более 5 млн человек, применяется коэффициент, достигающий 35%;

РН= БН×(1+ СКН), где РН – искомый параметр – рабочая норма; БН – базовая норма; СКН – сумма коэффициентов/надбавок (в долях).

Необходимо знать, что при определении базовой нормы путем самостоятельных замерхов применять повышающий коэффициент “Возрастной” нецелесообразно.

Это же касается и показателя «Зимний», если замеры проводились в холодную пору года.

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля.

На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения.
На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О том, как корректировался путевой лист, мы писали у нас на сайте:

  1. ;
  2. ;
  3. .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться . На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены . О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в от КонсультантПлюс.

Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов.

Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода.

Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье

Может ли грозить наказание за отсутствие путевых листов?

Как видим, организация должна иметь документы, подтверждающие производственную направленность затрат на ГСМ, так того требует и законодательство о бухучёте, и Налоговый кодекс.

Для документального подтверждения расходов на ГСМ наличия лишь чеков АЗС недостаточно.

Ведь чек свидетельствует только о факте приобретения горючего.

А расходуется оно в том случае, если транспортное средство организации находилось в разъездах. Следовательно, для того, чтобы включить ГСМ в состав расходов, необходимо оформить документ, подтверждающий поездки автомобиля, в ходе которых приобретённое горючее было использовано.

Важно отметить, что в целях налогообложения прибыли не предусмотрено каких-либо нормативов для признания расходами затрат на ГСМ.

Нет отсылок к нормативам ни в статье 254 “Материальные расходы” НК РФ, ни в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 кодекса, в котором речь идёт о расходах на содержание служебного автотранспорта. Поэтому траты на горючее и смазочные материалы, обусловленные производственными и технологическими целями, относятся к материальным расходам или к прочим расходам (в части затрат на содержание служебного автотранспорта) в размере фактических затрат.

Как списать гсм без путевого листа

В актах нужно отразить состав комиссии, сведения о марке, номере и пробеге машины, маршруте, количестве топлива и километраже на начало и конец поездки и, соответственно, сделать вывод о расходе топлива в литрах на 100 километров при нормальных условиях эксплуатации.

  1. Составить положение о контроле за расходом бензина с указанием норм и возможности их корректировки в случае непредвиденных обстоятельств.
  2. На основании актов утвердить нормы расхода топлива и ознакомить с ними водителей под подпись.

Правила, применяемые при учете ГСМ

Для целей всех видов учета (складского, бухгалтерского, налогового, управленческого) горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются обычными товарно-материальными ценностями, подчиняющимися общепринятым правилам.

То есть при приобретении они должны быть оприходованы, а при расходе списаны из учета. Но объем оприходования и списания должен подтверждаться документами, т. е. быть обоснованным. Особенностью приобретения ГСМ является то, что фактически они редко попадают на территорию лица, их использующего, поскольку чаще всего заправка автотранспорта осуществляется на специализированных заправочных станциях, находящихся вне этой территории, и горючее сразу оказывается отпущенным в применение.

Но это не означает, что весь приобретенный объем за конкретный период будет использован и его можно учесть как расход. Связано это с тем, что на момент заправки в баке авто еще, как правило, имеется некоторый остаток неиспользованного топлива и на конец периода, за который требуется определить расход, там тоже присутствует какое-то количество неизрасходованного горючего.

Таким образом, объем использованных конкретным автомобилем за период ГСМ нужно рассчитать. Он должен определяться с учетом имеющегося на начало этого периода остатка горючего в баке, залитого туда в течение периода количества топлива и остатка, имеющегося в баке на конец периода.

Залитое на заправочных станциях в бак количество ГСМ подтверждают документы на его покупку, и они же служат основанием для оприходования горючего на склад.

Такими документами являются:

  1. Кассовый чек, если оплата делается наличными. Они прилагаются к авансовому отчету, составляемому водителем, который купил горючее.
  2. Акт об объеме и стоимости выданного топлива, отчет о произведенных с ним операциях, если приобретение осуществляется с использованием топливной карты. Эти документы по окончании месяца вместе со счетом-фактурой выдает поставщик, у которого приобретены топливные карты.

Само оприходование осуществляется в обычном порядке с оформлением приходного ордера, который может иметь , утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а.

Можно ли принять расходы на бензин без путевого листа

Выставляем Счет на….

Договор аренды автомобиля между организацией и директором Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)?Какой договор аренды…. Командировка на личном транспорте Добрый день!

У нас вопрос следующего характера.Сотрудник желает ездить в командировки на личном транспорте.Чтобы учесть эти затраты в расходах на прибыль какие документы компания должна оформить?(договор….

Минтранс: нормы расхода ГСМ на 2020 год У нас автотранспортная организация.

Без путевого листа списать ГСМ не получится

Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива. Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно статье 254 НК можно включить в материальные затраты. Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний статьи 264 НК.

Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм.

Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата. Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером 78. Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется. Но следует в нем указать все реквизиты, входящие в число обязательных атрибутов.
Но следует в нем указать все реквизиты, входящие в число обязательных атрибутов.

Они обосновывают экономические затраты.

Списание ГСМ без путевого листа

При составлении акта на списание ГСМ следует ориентироваться на требования к составлению подобных документов.

К примеру в этом документе должны быть указаны следующие реквизиты:

  1. сведения о водителе (ФИО);
  2. члены комиссии (указываются их ФИО и должности);
  3. наименование компании или ФИО ИП;
  4. дата составления документа;
  5. наименование механизма, его инвентарный и госномер;
  6. расход ГСМ (указывается нормированный расход, а также фактический).
  7. вид выполненных работ;

Подписывают документ ответственные лица, а также члены комиссии, также указывается расшифровка их подписей. Помимо этого в акте следует указать те документы, которые были рассмотрены комиссией и на основании которых происходит списание ГСМ. Обычно для подтверждения расхода топлива пользуются путевым листом, но это не всегда так.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг Если путевого листа нет, то компании достаточно сложно будет убедить налоговиков в том, что эксплуатация транспортного средства является производственной необходимостью.

Однако, это не означает, что списать ГСМ компании не удастся. Если компанией автотранспорт используется, но путевые листы не ведутся, то принять к налоговому учету затраты на топливо она не сможет.

Но, что касается бухгалтерского учета, то ту все происходит в общем порядке.

В этом случае заносить стоимость ГСМ в Книгу учета не нужно.

Но следует помнить, что данная практика всегда ведет к увеличению налогооблагаемой базы.

Важно! Если компания не ведет путевые листы или электронную систему контроля расхода топлива, то принять к учеты затраты на него для целей налогообложения не получится. А это приведет к постоянному увеличению налогооблагаемой базы.

Для того, чтобы компания смогла вносить расходы на ГСМ в налогооблагаемую базу (если путевые листы в компании не используются), то потребуется установить в транспортных средствах системы электронного контроля.

Тогда все те же функции, что накладываются на путевые листы на себя примет система, данные которой должны будут заверяться ответственным лицом. Приняв решение о применении систем электронного контроля в ТС, руководитель должен будет издать соответствующий приказ. Приказ издается той датой, с которой начинается использование данной системе на практике.

Важно! Даже если компания использует электронную систему контроля в ТС, это не означает, что у водителя не должно быть путевого листа.

Законодательством предусмотрены такие случаи, при которых наличие путевого листа является обязательным.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете».

Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов.

Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г.

делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях. В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы.

Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных. Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Основной документ, подтверждающий объем списания

Наиболее часто для обоснования объема выполненной работы используется такой документ, как путевой лист, оформляемый на каждую единицу автотранспорта. Автотранспортные предприятия оформляют его, как правило, ежедневно.

Существует несколько типовых форм путевого листа, утвержденных Госкомстатом РФ (постановление от 28.11.1997 № 78), которые также различаются в зависимости от вида авто (легковой, грузовой, автомобили специального назначения, автобусы). Порядок заполнения и обязательных реквизитов путевых листов утвержден приказом Минтранса от 18.09.2008 №152. Но допускается разработка форм таких документов самостоятельно и оформление на несколько дней сразу или даже на месяц (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51).

Самостоятельно разработанный бланк путевого листа обязательно должен содержать реквизиты, утв в приказе Минтранса №152.

Данный нормативный акт недавно был обновлен.

Подробнее про изменения мы рассказывали . В части применения для обоснования объема списываемых ГСМ все варианты путевых листов объединяет несколько моментов. Каждый из них:

  1. содержит указание на вид используемого топлива;
  2. отражает остатки горючего при выезде и возвращении, а также объемы залитого в бак за период действия путевого листа горючего;
  3. описывает выполняемое им задание;
  4. указывает на фактически выполненный объем работы с разделением его по специфике (пробег без загрузки, с грузом, с работающим оборудованием, время работы спецоборудования при стоянке, вес груза, число ездок, количество и вес прицепов).
  5. оформляется на определенное авто;

Все указанные данные достаточны для того, чтобы, применяя утвержденные нормы расхода, рассчитать количество необходимого для осуществления этой работы топлива, а также сравнить полученные расчетные данные с фактически израсходованным количеством горючего.

Поэтому именно этот документ финансовое ведомство считает наиболее подходящим для обоснования выбывающего из учета объема ГСМ и указывает, что его отсутствие приводит к возникновению у физлица, использующего служебный транспорт без путевого листа, облагаемого НДФЛ дохода (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Ищите виновного!

Расходы на ГСМ можно принять к учету только в пределах установленных норм, скорректированных на предприятии. Если фактический расход топлива превысил утвержденную норму, то способ списать «перерасход» есть.

Сделать это можно на основании письменного распоряжения руководителя учреждения. Однако для такого распоряжения необходимо обоснование.

Перерасход следует зафиксировать не только путевыми листами, но и контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями.

Помимо этого назначается административное расследование, которое позволит выяснить, вследствие чего произошло нарушение. Причиной перерасхода может послужить техническое состояние автомобиля или эксплуатация транспортного средства в сложных дорожных и климатических условиях. Если в ходе расследования установлено, что перерасход произошел по «уважительным» причинам, то он признается вынужденной потерей.

Расследование может показать, что необоснованный расход сверх лимита допустил водитель, и формально это будет расценено как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. В этом случае сумма перерасхода топлива взыскивается с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2020 г

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.

Списание ГСМ без путевых листов

Расходы на ГСМ также можно подтвердить и без оформления путевых листов.

Обосновать затраты на ГСМ можно будет на основании документов, позволяющих достоверно определить пройденный транспортным средством путь. Например, актом, заполненным на основании данных приборов учета и контроля за перемещением автотранспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или других систем ().

Ведь система навигации может достоверно определить пройденный автомобилем путь.

После принятия решения о применении в транспортных средствах систем электронного контроля (то при списании ГСМ без путевых листов) нужно будет издать соответствующий приказ, закрепив в нем новый способ учета ГСМ с помощью системы слежения ГЛОНАСС. В то время не стоит забывать о том, что фактический расход топлива зависит также от времени работы двигателя автомобиля (прогревание двигателя, работы двигателя на холостом ходу, нахождение «в пробке»).

Поэтому списание ГСМ должно производиться согласно нормам, установленным внутренним приказом компании с точки зрения экономической обоснованности затрат (). Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Видео: Учет ГСМ — Учет путевых листов

Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия» / А.

Петухов, аудитор Транспортные средства, как известно, требуют постоянных «бензиновых вложений». Чтобы обосновать такие расходы, нужно правильно оформить документы.

Одним из них является путевой лист. Ежедневная канитель? Бланк путевого листа приведен в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г.

№ 78. Здесь также сказано об ответственности за правильное оформление документа.

Ее несет директор фирмы, а также сотрудники, которые отвечают за эксплуатацию автомобилей и участвуют в составлении путевого листа. Для предпринимателей форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68. При оформлении документа нужно заполнить все реквизиты, указать порядковый номер, дату выдачи, поставить печать организации.

Кроме того, необходимо записать каждый пункт следования автомобиля (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г.

№ ИУ-09-22/257). При проверке расчета налога на прибыль инспекторы часто обращают внимание на то, как фирма оформляет путевые листы.

На практике многие фирмы нарушают это правило и составляют путевые листы не каждый день, а, к примеру, за месяц.

Тем не менее у них есть шанс доказать в суде, что оформленные таким образом документы могут подтвердить расходы на приобретение ГСМ. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. по делу № А56-22408/03. Арбитры заявили, что путевой лист служит основанием для расчета зарплаты водителям, а также для учета перевозки грузов.

Поскольку затраты на приобретение ГСМ фирма подтвердила счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями, чеками, судьи признали такие расходы обоснованными. Также на сторону предприятия встали арбитры Московского округа (постановление ФАС от 29 апреля 2003 г. по делу № КА-А41/ 2435-03). Однако если фирма вообще не составляет путевые листы, то обосновать расходы на бензин будет достаточно сложно.

Так, одна питерская фирма проиграла судебное разбирательство (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2002 г. по делу № А56-8533/02).

Порядок

Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».

В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц.

Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов. В его обязанности входит ведение первичных материалов:

  1. составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  2. получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  3. принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  4. заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  5. обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек. Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.

Как происходит списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях, описывается в статье: списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях. Нормы списания ГСМ рассматриваются в статье: нормы списания ГСМ.

Как списывать бензин по путевым листам пример

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.

Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия. К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива.

Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы». Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам. В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.

Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  1. 26 «Общехозяйственные расходы»;
  2. 44 «Расходы на продажу».
  3. 20 «Основное производство»;

Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта. В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.

Он входит в число первичных документов.

В нем указывается маршрут, его общий километраж, объем топлива на начало рабочего дня и на его конец. Как правило, списывается разница в объемах топлива по его фактической себестоимости. Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива.

Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно статье 254 НК можно включить в материальные затраты. Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний статьи 264 НК.

Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм. Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата.

Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером 78. Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется.

Но следует в нем указать все реквизиты, входящие в число обязательных атрибутов. Они обосновывают экономические затраты.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ?

Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд.

В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ). ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты.

Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  • ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.
  • В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены.

Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы. Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом.

Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль.

При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой .

Путевые листы — гарантия учета стоимости топлива в прибыльных расходах

Например, по пройденному машиной километражу вы можете судить о том, ездил он только к клиентам или еще «катался» по своим личным делам; Ответ: Налоговики однозначно не примут затраты на приобретение бензина, если в путевом листе не будет следующих реквизитов:

  • маршрут следования автомобиля.
  • показания одометра на начало и конец дня;

Ведь без этих данных они не смогут ни посчитать расход бензина, учитываемый при исчислении налога на прибыль (чеки АЗС подтверждают лишь приобретение бензина, но не его расход), ни сделать вывод о производственном характере поездки.Ну и конечно, в путевом листе надо указать данные о вашей организации и эксплуатируемом автомобиле.

Вопрос о том, кто будет подписывать путевой лист, решает руководитель. Его может подписывать как сам водитель, так и другие лица (для дополнительного контроля за водителем), например: (или) начальник административно-хозяйственного отдела; (или) главный бухгалтер; (или) руководитель.В вашей ситуации руководитель может назначить контролирующим водителя лицом главного бухгалтера.

Правила списания топлива

Списание ГСМ у многих ИП и компаний всегда вызывало и будет вызывать массу вопросов не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Все расходы и доходы компаний должны обязательно подтверждаться документально, чтобы у контролирующих органов не возникало лишних вопросов.

Если в организации есть транспорт, то основанием для списания ГСМ является путевой лист и БСО, которые предоставляет АЗС после проведения заправки. В некоторых случаях использовать путевые листы для отражения расходов топлива невозможно, когда речь идет о заправке спецтехники, у которой нет одометра или спидометра, к примеру, мотоблоки, бензопилы и т.п.

В таких ситуациях законодательство позволяет использовать акт на списание ГСМ.

Законодательная база

При списании ГСМ, следует руководствоваться нормами следующих нормативных документов:

  • Иные нормативные акты
  • , согласно которому определяются документы, необходимые для списания ГСМ.
  • , которая свидетельствует о том, что расходы на ГСМ компании вправе учитывать при налогообложении, если они являются производственной необходимостью и подтверждены документально.
  • Распоряжение Минтранса РФ №АМ-23-р, которым введены рекомендации по нормированиям расходов ГСМ.
  • Приказ Минфина РФ №162н, которым был утвержден план счетов учета в бюджетных организациях, а также указываются пояснения по применению плана.
  • , согласно которой расходы на ГСМ могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Личный автомобиль используется в производственных целях: как учесть топливо

В конце «рабочего» периода нужно снова снять показание одометра и еще раз зафиксировать в путевом листе. После чего сотрудник должен сдать путевой лист в бухгалтерию.

Далее бухгалтер высчитывает, сколько километров проехал автомобиль в течение «рабочего» периода, и полученную цифру умножает на установленную норму. В итоге получается количество топлива, израсходованного на нужды компании.

При использовании этого метода надо учесть две важных детали. Первая — продумать и закрепить в приказе или распоряжении директора, какие моменты времени являются началом и окончанием «рабочего» периода. Если водитель трудится с понедельника по пятницу, то проще всего установить, что служебные поездки начинаются в понедельник утром и заканчиваются в пятницу вечером.

Но тогда дорога из дома до офиса и обратно будет считаться служебной поездкой.

Вам также может понравиться...