Наследство

Методология науки конституционного права рф

Методология науки конституционного права рф

Методология науки конституционного права


РЕФЕРАТ На тему: «Методология науки конституционного права» Дисциплина: Конституционное право Выполнил: студентка 1 курса Омск 2017 Содержание Введение . Общие понятия науки конституционного права .1 Предмет конституционного права .2 Общее понятие метода правового регулирования . Классификация методов науки конституционного права .1 Методы конституционного права, как отрасли права .2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке Заключение Список используемой литературы Приложение Введение Темой работы является методология конституционного права.

Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности. Методология науки — это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность. Методологи включает в себя: Общие научные методы — это общие подходы к исследованию, используемыми всеми науками.

Основой этого научного метода являются материализм и диалектика. Частные научные методы, которые применимы только к нашей системе: .

статистический метод предполагает выявление качества конституционного явления при наличии качественного показателя; 2. социологический метод — обобщение государственной практики с помощью анкетирования и т.п.; . формально логический метод — это классификация видов норм с помощью различных критериев.

формально логический метод — это классификация видов норм с помощью различных критериев. В данной работе поделены все методы на три группы. В первую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, как отрасли права — методы — императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание.

Во вторую — методы конституционного права как науки — это исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, статистический, системный, логический и другие методы познания. В третью — как учебной дисциплины.

1. Общие понятия науки конституционного права .1 Предмет конституционного права Невозможно рассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так как методы используются для регулирования именно предмета.

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации.

Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е.

общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения. В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию. Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами.

В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Значение вопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Предмет конституционного права регулирует общественные отношения в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е.

те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права.

Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности.

А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права. Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. 1.2 Общее понятие метода правового регулирования Метод правового регулирования — одна из наиболее дискуссионных тем в российской правовой науке.

Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ только один метод правового регулирования, другие — несколько, третьи — что метод имеет универсальный, надотраслевой характер. конституционный право дозволение В изученной литературе встретилось несколько подходов к пониманию метода в праве. Часть ученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствует свой предмет, и приводит в своих работах общенаучные методы познания, т.к.

логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой и др. Другая часть ученых утверждает, что метод права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Если следовать такому подходу, то методом конституционного права является метод конституционного регулирования нормами конституционное право общественных отношений.

Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общества и государства. Кроме того, замечено, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, как отрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционном праве как науке, то применяются другие методы, если же конституционное право имеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьи методы.

Таким образом, если иметь в виду конституционное право, как отрасль права, то здесь нужно применять метод, как способ конституционного регулирования нормами конституционного права общественных отношений.

Науке конституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический, логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.2 Конституционному праву, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридический (догматический). Вместе с тем, обращение к таким методам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие устои и развитие России.

Хотя последние две группы методов схожи и даже некоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны. 2. Классификация методов науки конституционного права .1 Методы конституционного права, как отрасли права Как я уже отмечалось, для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Ученые выделяют два метода частноправовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа — запрет, дозволение, обязывание.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права:

«Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

(часть 2 статьи 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы:

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации»

(часть 4 статьи 3 Конституции РФ). Конституционному праву известен и способ дозволения:

«Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»

(часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ). Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права.

Его суть — в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования. Следующий метод — публично-правовой метод (Ю.А.

Тихомиров именует его императивным методом, В.Б.

Исаков — методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат — авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Характерными чертами данного метода являются: . Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение».

Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». 2. Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е.

поручения совершить то или иное юридически — значимое действие).

. Императивный метод может выражаться также в запрещении, каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область. В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами.

Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения. 2.2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией.

Наука конституционного права выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.3 Исторический метод: наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым.

Более того, правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день права. В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного права дооктябрьской России. Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.4 Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей.

Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.4 Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть проведено, по меньшей мере, в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных сферах. Первое — предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.).

Второе — ориентировано на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности. Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых — государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Сравнительно-правовой метод: наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования.

Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание: «Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по — разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины «конституционные принципы» или «принципы конституционализма».

Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина «элементы конституционного развития». Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра. Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций.

При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства.

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Заключение Из вышеизложенного, можно заключить следующее: Слово методология имеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.

Методология науки — это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность. В одном случае она выступает как метод правового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какими способами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьи методы тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности в выведении терминов и понятий. Особенностью предмета отрасли конституционного права является то, что он включает в себя множество отношений государственно-правового характера и большой круг участников.

Говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации. Список использованной литературы 1.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2014 г.). 2. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права.

Государство и право. — 2010. N 7. с.11-12. 3. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе.

Общественные науки и современность. -2015,N 6,с.36. 4. Венгеров А.Б.

Учебное пособие/Прямое действие конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. — 2013. №5 с.48. 5. Ковалевский М.А. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. — М., -2014. с.159. 6. Лучин В.О. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций.

Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций. М., 2012. 7. Смирнов Д.О. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. Государство и право. -2009. N 3.

с.155-159. 8. Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории конституционного права.

-2010. с.203. Приложение

Рисунок 1.

Научные методы конституционного права

2.Конституционно-правовые нормы и их особенности.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е.

в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права.

Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.В качестве одной из особенностей норм, конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций.) Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц.

Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.). Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности.

Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности.

Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти.

Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосованияУправомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав.

Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения.

Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений.

Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст.

27).Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых.

Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах.

Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

от 12 июня 2002 г., определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, актах органов государственной власти, актах муниципальных образований и их органов, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, средств массовой информации. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся.

Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой.

Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

Методы науки конституционного права

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные.

Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права. Исторический подход Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития.

Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры.

Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность. Сравнительный подход При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного.

Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения. Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права. Социологический метод Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям.

Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов. Статистический метод Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений.

Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

Источники и методология науки государственного (конституционного) права Российской Федерации.

Стр 4 из 35 Под источниками науки принято понимать те документы, материалы, нормативные акты, научные труды, на основе которых осуществляется научное исследование.

Виды источников ГП РФ как науки: 1) Нормативные источники -это все ранее называвшиеся нормативные правовые акты органов ГВ РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления , в которых содержатся нормы ГП. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в ГПН, раскрывает существующие между ними связи; 2) специальные научны источники науки ГП РФ — это труды государствоведов, в которых содержатся выдвигаемые ими концепции и взгляды по конкретным вопросам, проблемам; 3) специальные практические. Наука ГПРФ опирается на практику государственно-правового строительства.

Наука не могла бы в полной мере выполнять свои задачи, если бы не имела источником научного познания те процессы, которые происходят в жизни на основе действия ГПН и институтов. Всякая наука в своих исследованиях пользуется определенными принципами, приемами и методами познания материального мира, совокупность которых составляет методологию.

Поэтому под методом науки понимается совокупность принципов, подходов, правил, приемов научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательно обоснованных научных знаний.

Успешное решение ГП РФ стоящих передним задач находится в прямой зависимости от состояния методологии.

Существуют всеобщие и частнонаучные методы познания. Всеобщие: к ним относятся методы диалектической и формальной логик. Любая наука складывается из совокупности законов науки, категорий и научных фактов.

Наука ГП РФ имеет в своем составе частные теории, такие как теория народовластия, теория федерализма, теория автономии и др. каждая из частных теорий отражает какую-то одну сторону существования и функционирования устройства государства, а в совокупности они дают полное и всестороннее знание об этих явлениях.

Рекомендуем прочесть:  Кудир за 2019 год новая форма расходы

Категории науки – это наиболее общие и абстрактные для данной науки понятия. Они выступают в качестве логической формы фиксации и концентрации знаний, ибо, отражая только наиболее существенные свойства и отношения, заменяют целую совокупность различного рода эмпирических и даже теоретических суждений, в которых может быть раскрыто их содержание. Законы науки – это средство концентрации, уплотнения научных знаний, объяснение эмпирических фактов.

Элементом науки являются также научные факты как достоверные, истинные знания. Научные факты есть отражения объективного явления, процесса, т.е.

факта в объективном смысле, зафиксированного и включенного в систему научного знания. Частные методы – это совокупность специфических приемов, правил, принципов исследования одной из сторон, граней существования и функционирования ГП явлений.

Юридическая наука использует разнообразные методы, подходы к исследованию соответствующих объектов.

Логико-языковой метод, который обычно именуют формально-догматическим. Он основан на применении правил формальной логики и правил языка, что является необходимым условием для получения истинного доказательства в процессе подготовки требуемого заключения путем вычленения лишь главного, установления общих связей частей того или иного содержания. Конкретно-социологические методы используются для исследования функционирования ГП институтов.

С помощью этих методов м/б исследован стиль деятельности должностных лиц, уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, их отношение к тем или иным ГП акциям и т.д. В научных исследованиях незаменим системный метод, системный подход, который дает возможность вычленить, обособить элементы исследуемого явления, установить специфику содержания вычленных частей, дать их функциональную характеристику, установить определенную зависимость между связями, свести выработанные определения в систему как целостное единство всей совокупности существенных характеристик объекта.

В связи с той задачей, которую предстоит решить, м/б использованы системно-структурный, структурно-функциональный, системно-интегративный подход. Так, с помощьюсистемно-структурного метода можно доказать, что каждый ГП институт: 1) имеет свою структуру, т.е. свое особое внутреннее строение; 2) является элементом более широкой структуры; В науке ГП РФ используется часто и исторический метод, сущность которого состоит в том, что к каждому явлению исследователь подходит как к развивающемуся, проходящему в своем развитии ряд закономерно обусловленных этапов.

Следует отметить, что исследования проводятся в рамках одной и той же правовой системы, но на разных этапах развития соответствующего государства. Сравнительно-правовой метод (метод сравнительного поведения) заключается в сравнительном анализе ГПН, ГП институтов разных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений или имеющих схожие ГП институты. На основе кратного анализа методов научного познания ГП РФ можно сказать, что они могут применяться и в отдельности, и одновременно, однако те или иные частные методы используются в исследовании таких проблем, которые по своему характеру нуждаются именно в указанных методах.

Кроме того, любой частный метод эффективен только в сочетании, точнее, на базе диалективного метода познания общественных явлении – всеобщего материалистического подхода к исследованию всех форм ГП развития в Рф. 4 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



57. Наука конституционного права России: понятие, методология, задачи, источники.

Общественные отношения, подлежащие конституционно-правовому регулированию (для установления пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия).

Методология науки КП: 1. всеобщий диалектико-материалистический метод. Диалект – способ изучения явления в процессе, во взаимосвязи с др.

явлениями и в развитии. Метафизический – противоположность диалектике он изучает изолированно, вне связи с другими явлениями. 2. Общие методы: методы сравнительного анализа, анализа и синтеза, системного и структурного подходов, восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Специальные методы: исторический, статистические, психологические, конкретно-социологический и др.

4. Частные методы: методы толкования норм права, формально-юридический метод, сравнительно-правовой и др. Все эти методы используются комплексно. Система науки: Исаева выделяет 3 подхода к систематизации (3-й самый любимый): 1) Подход сохраняется с периода советского времени, когда систематизация науки государственного конституционного права основывается на выделении сфер общественного развития, которым придается особое значение.

Выделяется в системе науки направление – государствоведение. В этой систематизации существуют направление изучения деятельности главы государства, парламенты, негосударственных органов – адвокатура и нотариат и др.

2) Подход Н.А. Богданова. Это систематизация науки, в основе которой положена система Конституции. Она считает, что уже придумали структуру Конституции, зачем еще что-то придумывать. За это ее критиковала Малышева Е.А.

Она считает, что этот подход не является новым он повторяет подход, заложившийся в советское время 3) Направление консенсуальное интеграционное. Включает в себя не только систему отрасли, но скорее систему проблем, которые касаются разных правовых институтов.

Задачи науки КП: • изучение действия конституционного права, реализацию его норм, • обнаружение закономерностей его развития, • раскрытие присущих данной отрасли закономерностей, • формулирование основных понятий и категорий, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, • анализ функций и роли соответствующих правовых институтов • формулировка практических советов с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений.

Стр 7 из 94 » Соседние файлы в предмете

  1. 27.11.2018418.95 Кб
  2. 27.11.2018457.02 Кб
  3. 27.11.2018398.49 Кб
  4. 28.06.2017222.78 Кб
  5. 27.11.20182.01 Mб
  6. 27.11.2018102.9 Кб
  7. 28.06.2017900.1 Кб
  8. 28.06.2017551.92 Кб
  9. 27.11.2018531.56 Кб
  10. 31.12.2017288.53 Кб
  11. 27.11.2018480.89 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источники российского конституционного права.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права.

К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты.

В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.

После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.

Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации.

Она является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим. 1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения. 2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений. 3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие ц применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст.

15). 4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности. 6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения.

Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме.

Однако во многих статьях Конституции указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (ст. 20, 25, 29,36, 70,81,84 и многие другие). Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.* Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом Российской Федерации в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы:

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

(1997 г.), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.) и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях» (1995 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» (1995 г.) и др. Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван.

Он определен при толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации Конституционным Судом*. До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался.

Его особенность по сравнению с другими источниками – временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию. К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г., Положение об Администрации Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г.

с изменениями, Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации от 9 июля 1997 г.). Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: например.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение.

В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства.

В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство. Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры.

Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г.

между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенности каждого данного субъекта.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

Вам также может понравиться...