Авторское право

Лицензируется ли деятельность самостоятельных экскурсоводов

Лицензируется ли деятельность самостоятельных экскурсоводов

LJ Magazine


Есть разные способы провести хорошо время. Можно отправиться на прогулку с хорошим человеком, а можно — на экскурсию. Это разные форматы и сейчас расскажу в чем их отличие. Прогулка располагает к отдыху, развлечению, взаимному общению.

Экскурсия служит образовательным и воспитательным целям, способствует повышению общего культурного уровня.Хороший человек может всего лишь закончить школу или получить среднее специальное образование.Экскурсовод обязан иметь высшее образование. Для разного уровня музеев могут быть введены более жесткие требования — наличие высшего гуманитарного образования или высшего исторического.Прогулку проводит любитель, энтузиаст своего дела. Возможно, он прочитал три шкафа книг, возможно, всего три книги.

Неизвестно. Никто не отвечает за его знания, не гарантирует качество работы.Экскурсию ведет квалифицированный специалист, который прошел обучение и имеет разрешение на работу.

Напомню, что без аккредитации нельзя проводить экскурсии. Аккредитационная карта во время работы должна быть на виду.Аккредитация не гарантирует качество хорошей работы или интересной экскурсии, но она как минимум показывает, что экскурсовод ознакомлен с методологией и знает как выстроить рассказ. Пользуется он этими знаниями или нет — другой вопрос.

Случайный человек об этом даже не подозревает.Хороший человек не знает о лицензировании деятельности и о том, что экскурсию можно проводить только при наличии аккредитации.

Он даже не знает о том, что это профессия и нужно пройти обучение.Экскурсовод получает профессиональное образование и каждые 3-5 лет подтверждает свою квалификацию перед комиссией из Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов. Конечно, необходимым условием продления аккредитационной карты является рекомендация с места работы о профессиональных качествах и наличие документа о прохождении курса повышения квалификации (нужно прослушать не менее 70 часов мастер-классов других экскурсоводов).При подготовке к прогулке (если подготовка вообще проводится), хороший человек может пользоваться любыми материалами — телевизионными передачами, желтой прессой, слухами, сообщениями от знакомых, любыми книгами, которые не пишет разве что ленивый.Экскурсовод готовит маршрут несколько месяцев — разрабатывает маршрут, выбирает точки показа, просчитывает время экскурсии, подбирает материал. Причем для этого пользуется достоверными источниками информации, по возможности — первоисточниками, и неоднократно проверяет полученную информацию.

По себе скажу — на этом этапе находится много противоречий и нужно потратить достаточно много времени, что иметь основание произнести одно предложение. Потому что за каждое свое слово экскурсовод отвечает.Хороший человек при подготовке маршрута может пользоваться готовыми чужими работами, не проверяя их актуальность и правильность.Экскурсовод готовит текст экскурсии сам.

Ему дали необходимые знания и умения, чтобы заниматься этим самостоятельно. Как нам говорил преподаватель по методологии:»Я не дам вам рыбу. Я научу вас ловить ее самостоятельно

«.Хороший человек на прогулке может придумывать истории, «

легенды», высказывать свое личное мнение, агитировать, читать нравоучения, быть излишне эмоциональным.Экскурсовод рассказывает факты, он дает только проверенную информацию.

И он не имеет права выражать свое личное мнение, он рассказывает о городе или объекте.

Экскурсовод знает, что он — лицо города и несет ответственность за свою работу.Хороший человек юридически не несет ответственность за группу. Он не предупреждает о возможной опасности и о соблюдении ПДД.

Он об этом даже не задумывается.Экскурсовод в первую очередь — организатор группы.

Он несет юридическую ответственность. И экскурсия — это на 80% организация людей, а остальное уже — собственно рассказ. Экскурсовод обязан в начале прогулки сообщить о том, что дорогу следует переходить только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал для пешеходов.

Он также предупреждает о возможных неудобствах на маршруте, например, если есть высокие неудобные ступеньки или низкий потолок.

Перед началом поездки на автобусе он обязательно проинструктирует как следует себя вести в салоне во время движения и чего не стоит делать. Если что-то случится к туристами на маршруте — претензии в первую очередь будут к организатору группы. В доказательство того, что именно он был с людьми, на экскурсовода выписывается путевка или договор.Хороший человек рассказывает так, как знает.Экскурсовод тщательно выстраивает маршрут, использует логические переходы от темы к теме, общается с людьми на понятном им языке, не перегружая излишней информацией, частыми отступлениями от темы, датами, фамилиями, архитектурными терминами и т.д.Хороший человек сходу начинает свой рассказ, даже не убедившись в том, что туристы понимают о каком именно объекте идет речь.Экскурсовод сначала обязательно скажет о том, где находимся, что нас окружает, даст описание здания, о котором сейчас пойдет речь.

В доказательство того, что именно он был с людьми, на экскурсовода выписывается путевка или договор.Хороший человек рассказывает так, как знает.Экскурсовод тщательно выстраивает маршрут, использует логические переходы от темы к теме, общается с людьми на понятном им языке, не перегружая излишней информацией, частыми отступлениями от темы, датами, фамилиями, архитектурными терминами и т.д.Хороший человек сходу начинает свой рассказ, даже не убедившись в том, что туристы понимают о каком именно объекте идет речь.Экскурсовод сначала обязательно скажет о том, где находимся, что нас окружает, даст описание здания, о котором сейчас пойдет речь.

Т.е. сфокусирует внимание на конкретном доме.

Это позволяет туристам сразу понимать увиденное.Задача хорошего человека — рассказать что помнит, неважно в каком порядке.Задача экскурсовода — рассказать так, чтобы туристы смогли понять и запомнить как можно больше информации.

Рассказ выстраивается удобно и просто для запоминания. Время от времени делаются обобщения.

Это тоже один из приемов, который позволяет лучше усвоить информацию.Хороший человек может водить людей бесконечно долго. И неважно, что он не имеет навыка следить за временем, из-за чего прогулка растянулась на 4,5 часа вместо 3.

И тем самым он подводит людей, у которых были свои планы и они ограничены по времени.Экскурсовод всегда четко следит за временем. Он осознает ответственность за сокращение или удлинение маршрута по времени. И он должен принимать все меры для того, чтобы соблюдать хронометраж прогулки.

В случае непредвиденных обстоятельств (поломка туристического автобуса) он должен принять все возможные действия для того, чтобы успокоить туристов, все им объяснить и по возможности вызвать новый автобус. В случае аварии экскурсовод должен оказать первую медицинскую помощь, передать туриста профессиональным медикам, но не должен при этом покидать группу и прекращать экскурсию.

У него есть обязательства выполнить программу по турпутевке.Хороший человек просто водит по улицам.Экскурсовод исходя из хронометража прогулки, заранее знает где можно сделать санитарную остановку или перекусить.

Санитарная остановка должна быть не реже, чем раз в два часа.Хороший человек заведет вас в любое кафе.Экскурсовод заранее изучит возможные кафе на маршруте, сам лично там перекусит, попробует то, что будут есть туристы и после этого договорится с дирекцией кафе об организации обеда на определенные число и дату.

Это актуально, если, например, в группе 25 школьников, им нужен полноценный горячий обед на определенную сумму.Если хорошему человеку задают вопрос, на которого он не знает ответ, он может сказать первое, что придет ему в голову, придумать, дать недостоверную информацию.Если экскурсоводу задают подобный вопрос, он может попросить разрешения поискать информацию и дать ответ позже либо сказать «я не знаю».

В этом нет ничего зазорного. Невозможно знать все. Главное — не врать и не вводить в заблуждение.

Потому что экскурсовод несет ответственность за свои слова.Хороший человек ведет свой рассказ, просто называет объекты.

«А тут у нас больница. А это рынок. В этом доме работал Чехов».Экскурсовод не только рассказывает — что это, но и поясняет почему дом был построен именно здесь, почему именно в это время и что было характерно вообще для этого времени. Он раскрывает смысл, казалось бы, обычных терминов, к которым мы привыкли, но о значении не задумывались.
Он раскрывает смысл, казалось бы, обычных терминов, к которым мы привыкли, но о значении не задумывались.

Например, почему «кремль» так называется, почему «Гостиный двор» и кто такие «гости», почему «Первая Градская» и почему гора Поклонная.

Экскурсовод дает много пояснений. Например, почему кремль построили именно в этом месте. Это те маленькие, но необходимые детали, которые людям дают большее понимание города.Хороший человек ведет свой рассказ независимо от расположения объектов.Экскурсовод сначала показывает объект, потом о нем рассказывает.

Только так. Это обязательное требование. Это особенно актуально во время автобусной экскурсии, когда нужно успевать попадать в объекты.

Т.е. рассказ идет именно о том, что туристы видят в данный момент.При подходе к объектам показа хороший человек встанет там, где ему удобно и начнет рассказывать, не заботясь о группе.Экскурсовод, готовясь к маршруту, неоднократно пройдет его самостоятельно и выберет лучшие точки обзора, причем в зависимости от времени года и времени суток. Потому что летом дом мешает рассматривать зелень, а утром солнце бьет в глаза. Конечно, точек показа одного объекта несколько и экскурсовод их знает.Хороший человек просто рассказывает.Экскурсовод в своей работе обязательно использует, поговорки, стихи, цитаты.

Это обогащает рассказ, делает его интересным.Хороший человек просто рассказывает.Экскурсовод с собой на маршрут берет «портфель экскурсовода», в котором есть распечатки объектов на маршруте. Это необходимо, если нужно показать уничтоженный или значительно изменившийся объект.Хороший человек при показе объекта стоит где ему удобно.Экскурсовод стоит к группе обязательно лицом.

Причем выстраивает людей перед собой полукругом, чтобы всем было хорошо слышно и видно. Если объект маленький, экскурсовод становится сбоку от него, образуя «треугольник» с группой.С хорошим человеком можно погулять по улицам, пообщаться с такими же туристами, получить удовольствие от переполняющих эмоций. Вы развлеклись и это неплохо.Экскурсовод постарается создать для вас интересную прогулку, наполненную достоверной информацией.

Причем подаст ее так, что вы многое поймете и запомните. Вы получите знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок.

Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.Важно понимать для чего именно вы идете на прогулку — для развлечения и эмоций или для новых знаний, которые вам подадут в удобной и интересной форме.Итак, тезисно об основных моментах работы:1. Музеи.1.1. Для музеев любой человек с улицы несёт чушь по умолчанию.1.2. Не несёт чушь человек с аккредитацией общей, либо аккредитацией музея (в зависимости от их правил).1.3.

Пускают тех, кто имеет необходимый документ.2.

Туристы.2.1. В подавляющем большинстве всё равно, кто им ведёт — с аккредитацией или без.2.2. Их не интересует, отвечают за них или нет, они не за этим пришли.2.3. Их оценка работы экскурсовода субъективна.3.

Экскурсоводы без лицензии3.1.

Считают, что прекрасно водят экскурсии (что может соответствовать действительности).3.2. Не пользуются нормативами и методологией проведения экскурсий.3.3. Не ограничены требованиями достоверности подаваемой информации, и вообще какими-либо требованиями.3.4.

Поскольку надзорных органов нет, их допускают к работе.4. Экскурсоводы с лицензией4.1. Ограничены в праве предоставлять недостоверную информацию.4.2.

Несут юридическую ответственность за организацию работы с туристами.4.3.

Обязаны соблюдать требования нормативов и другие положения методологии.4.4.

Поскольку надзорных органов нет, могут нести чушь и плевать на нормативы. Вопрос профессиональной этики.С точки зрения туриста подача материала как экскурсоводом, так и любителем, может быть одинаковой, и даже подача экскурсовода может предстать не в выигрышном свете. Это может зависеть как от ожиданий экскурсанта (может, он хочет развлечься и послушать страшилки а-ля «Мистические уголки Москвы»), так и от профессиональных навыков экскурсовода, или умения рассказывать и объема знаний любителя.
Это может зависеть как от ожиданий экскурсанта (может, он хочет развлечься и послушать страшилки а-ля «Мистические уголки Москвы»), так и от профессиональных навыков экскурсовода, или умения рассказывать и объема знаний любителя.

Я не отрицаю факт, что любитель может прекрасно подать материал. И туристу, в общем-то, не интересно — несут ли за него ответственность или нет (хотя это должно быть очень интересно турфирме, её директору, экскурсоводам и надзорным органам), у него у самого голова на плечах. Корочка показывает одно — что человек получал образование в данной сфере, и при наличии у него любви к работе он сможет рассказать пусть немного, но лучше эрудированного любителя.

Он знает, как показывать и как (а не только что) рассказывать. И если он будет (о ужас!) нести чушь из серии тех же «Мистических уголков», он будет её нести академически выверенно.С точки зрения музеев. Вполне возможно, что есть официальная точка зрения на события, происходившие в разные периоды времени в разных местах.

И они считают, что подавать информацию необходимо только в таком ключе. И точка. Тут дело даже не в достоверности или недостоверности источников, не в том, что любитель может рассказать любую чушь, а в том, что рассказывать надо вот этот текст (либо его незначительные вариации по ходу изложения). Аккредитация в таких местах отдельная, и гарантирует, что этот текст экскурсоводу знаком и рассказывать будут именно его.

С людьми с улицы там даже говорить не будут, равно как и пререкаться на уровне бабушки-музейного работника. Вызовут охрану и выгонят.

«Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.»

Статья 53 Закона РФ от 9 октября 1992 г.

N 3612-I

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

. При этом музеи могут отказать даже лицензированным гидам в выдаче разрешений на проведение экскурсий, основываясь на ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ

«Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»

, где сказано, что экскурсионные услуги, как составная часть туристической услуги, реализуются либо туроператором, либо турагентом на основании договора с туроператором. Музеи заключают договоры с турагентами и туроператорами, а гиды-переводчики, в свою очередь, работают с экскурсионными группами в музеях от имени этих туристических компаний.Подробнее: Самое последнее.

Если Вы, прочитавший, водите группы без аккредитации, то, конечно, её отсутствие не говорит о вашем непрофессионализме. Вы можете быть прекрасным рассказчиком.

Чудесно знать материал. С полной ответственностью подходить к организации (хотя бы делаете это целиком на собственном энтузиазме, а не из требований каких-либо положений, честь Вам и хвала). Разница одна — если бы в нашей стране у турфирм была бы хоть какая-нибудь ответственность за безопасность людей и качество предоставляемых услуг, а их деятельность контролировалась и проверялась, то они бы брали на работу людей с аккредитацией. Сравните с группой электробезопасности — это не гарантирует исполнения требований, но обеспечивает знания и требует ответственности.Сравните с другими странами.

Там заботятся о качестве услуг: у гида должна быть лицензия, иначе грозит большой штраф. Например, в Италии гид должен получать отдельную лицензию по каждому городу, куда он водит. Штраф за отсутствие лицензии доходит до 1500 евро.

Во Львове за организацию прогулки без аккредитации составляют акт и направляют его в органы внутренних дел.

В Израиле за проведение экскурсии без лицензии налагается штраф в 3000 шекелей.

В Польше экскурсовод без лицензии должен заплатить штраф. В Словении практически нет туристических агентств, в которых бы работали гиды без лицензий – это обеспечивается строгим контролем и высокими штрафами в случае нарушений. Почти во всех странах запрещено проведение экскурсий без лицензии.

Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 28.03.2015Причиной для написания данной статьи послужило письмо читателя в редакцию из некоего города N, в котором произошла следующая история. Стоимость проезда у предпринимателя одного из промышленных районов города была дешевле, чем у всех остальных коллег — у таких же предпринимателей и муниципальных автотранспортных предприятий, которые находились в убытке, поэтому не были заинтересованы в удешевлении стоимости транспортных услуг.

В результате такого перевозчика вытеснили с рынка, отказав ему в маршруте, но наш герой не сдался и стал организовывать экскурсии для верных ему пассажиров. Как же это ему удалось сделать?

Как отражать в учете доходы и расходы, полученные и понесенные от таких экскурсий, в рамках какого режима уплачивать налоги и можно ли воспользоваться налоговыми преференциями?Что такое экскурсия?Исходя из норм Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсионной является деятельность по организации посещений гражданами туристских мест в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов, длительность экскурсий — не более 24 часов.

Как отражать в учете доходы и расходы, полученные и понесенные от таких экскурсий, в рамках какого режима уплачивать налоги и можно ли воспользоваться налоговыми преференциями?Что такое экскурсия?Исходя из норм Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

экскурсионной является деятельность по организации посещений гражданами туристских мест в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов, длительность экскурсий — не более 24 часов.

В свою очередь, экскурсионное обслуживание — это одна из необязательных (дополнительных) составляющих туристского продукта, которая может выступать как приложение или как самостоятельный вид деятельности турфирмы (экскурсионного бюро). Между тем организация экскурсии все же имеет отношение к перевозкам пассажиров, так как предполагается доставка экскурсантов до места назначения (проведения) экскурсии. Это информация, касающаяся традиционных экскурсий, организация которых вообще слабо урегулирована действующим законодательством.

Что касается законодательных актов, то для организации экскурсий могут пригодиться не только нормы Федерального закона N 132-ФЗ, но и нормы гл. 39 ГК РФ, устанавливающей такую форму отношений, как возмездное оказание услуг.——————————— Термин «экскурсия» происходит от латинского слова excursio — «поездка».Но автор предлагает обратиться к положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в котором, хоть и не используется понятие экскурсии, регулируются практически все виды перевозок и связанных с ними транспортных услуг.

А большее практическое применение имеют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Исходя из данных документов экскурсия на автобусе по городу без познавательных целей представляет собой перевозку пассажиров. В частности, автобусные экскурсии по городу проходят по заведомо установленному маршруту от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.
В частности, автобусные экскурсии по городу проходят по заведомо установленному маршруту от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

Нюанс состоит в том, что официально данный маршрут не утвержден, но пассажиры его знают, и это главное для перевозчика, который старается организовать регулярные рейсы по официально не определенному маршруту экскурсии.В результате рассматриваемая автобусная экскурсия по городу — это та же самая перевозка, только с меньшими правами и обязанностями перевозчика и пассажира.

Здесь вспоминается фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу: когда автобусы предоставляются для перевозки как определенного, так и неопределенного круга лиц (п.

90 указанных Правил).В первом случае посадка лиц по договору фрахтования осуществляется при предъявлении фрахтовщику документов (удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом ТС, и (или) в соответствии со списком пассажиров. Для туристов экскурсионная путевка как раз является одним из подтверждающих документов фрахтования ТС, однако граждане при поездках по городу без познавательных целей такой документ не предъявляют, а оплачивают проезд в обычном порядке, разве что по меньшей цене, чем в автобусах регулярных маршрутов.Во втором случае (договором фрахтования предусматривается использование ТС для перевозки неопределенного круга лиц) на правой стороне кузова по ходу ТС устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

Пункты посадки (высадки) пассажиров могут совпадать с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок (п. п. 98, 100 обозначенных Правил). Все это организатор рассматриваемой в статье экскурсии, наверное, взял на вооружение, чтобы проинформировать экскурсантов, ставших таковыми по воле случая.Подведем небольшой итог.

Рассматриваемая экскурсия по городу имеет сходство как с перевозкой пассажиров и багажа, так и с фрахтованием ТС для неопределенного круга лиц. Не похожа она на настоящую экскурсию, проводимую для туристов в познавательных целях.

Следовательно, можно утверждать, что организатор экскурсии по городу без указанных целей оказывает услуги, прямо не предусмотренные законодательством, что не означает, что такая деятельность не разрешена. В отличие от азартных игр вне игорных зон, на подобную деятельность нет запрета.

При этом нужно выяснить, является ли она лицензируемой.А нужна ли лицензия для экскурсий?Для ответа на вопрос следует обратиться к нормам Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ему (п. 24 ч. 1 ст. 12) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Исключение касается случаев, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Перевозка пассажиров по заказам является не чем иным, как фрахтованием, однако рассматриваемая в статье организация экскурсии по городу отличается как от этого вида деятельности, так и от осуществления перевозок, поэтому можно сказать, что вопрос о необходимости получения лицензии повис в воздухе (нужно или не нужно получать лицензию?). Если обратиться к Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом , которое как подзаконный акт конкретизирует нормы указанного Закона, то в нем сказано, что в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие виды транспортного обслуживания:- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.——————————— Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.Экскурсия по городу, организованная перевозчиком на свой страх и риск, к регулярным перевозкам не относится, так как официально не утвержден и не согласован маршрут, значит, «экскурсоводу» нет необходимости в получении лицензии.

Но автор допускает, что у организатора экскурсии осталась ранее полученная лицензия на осуществление пассажирских перевозок, которая является бессрочной. Лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не отраженных в лицензии (п. 84 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144 ).

Как сказано выше, экскурсия — это не перевозка, поэтому получается, что перевозчику, организовавшему экскурсии по городу, не нужно переоформить лицензию на регулярные перевозки пассажиров.

Другой вопрос, что в судебном порядке контролирующие органы могут попробовать переквалифицировать сделку, как это было сделано в Решении Санкт-Петербургского городского суда от 17.10.2013 N 12-1027/13.

Ревизоры доказали суду, что под видом экскурсий (внимание!) на речном транспорте осуществляются перевозки пассажиров.

Однако это единичное решение, принятое по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств, и преждевременно делать на его основании выводы о лицензировании экскурсий, организуемых на автомобильном транспорте.——————————— Данным Регламентом определена последовательность действий должностных лиц Ространснадзора при предоставлении государственной услуги по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом.Методология учетаВ бухгалтерском учете отражаются полученные и понесенные от любого вида деятельности доходы и расходы, формирующие финансовый результат. Для перевозчика, оказавшегося в такой непростой ситуации (отказали в предоставлении маршрута для регулярных перевозок), экскурсии по городу являются основным направлением деятельности. Раз так, то соответствующие доходы и расходы следует квалифицировать как связанные с обычными видами деятельности (п.

5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» , п.

5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ).

Если перевозчик раньше отражал в таком качестве поступления и выбытия, касающиеся оказания транспортных услуг (перевозок пассажиров), то в связи с изменившимися обстоятельствами он таким же образом может организовать учет доходов и расходов по экскурсиям по городу. В частности, уменьшать выручку на затраты, связанные с оказанием, по сути, транспортных услуг: амортизацию, ГСМ, зарплату водителей и кондукторов, выступающих в роли «гидов» и производящих расчеты с пассажирами-«экскурсантами».——————————— Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.Читатель может возразить. В отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте прямо поименованы доходы, полученные от обычных видов деятельности транспортных организаций: в списке нет выручки, полученной от оказания экскурсионных услуг на автомобильном транспорте. Но это вовсе не означает, что такие поступления нужно переводить в прочие доходы только потому, что Минтранс не упомянул их в отраслевой Инструкции.

Во-первых, она давно не обновлялась и в ней до сих пор вместо прочих выделены операционные и внереализационные доходы и расходы, в то время как в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету они заменены на прочие. Во-вторых, для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание над правовой формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ).

В данном случае экономическое содержание представленных операций таково: это основной вид деятельности, при котором доходы и расходы, полученные и понесенные в результате ее осуществления, должны быть наглядно представлены в отчете о финансовых результатах. А в нем выручка, полученная от экскурсий по городу, является все-таки не финансовым доходом, а доходом, полученным от одного из обычных видов деятельности (исходя из приоритета содержания над формой). В-третьих, если ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся между «экскурсоводом» и «экскурсантами», это напоминает обычную регулярную перевозку, при этом доходы и расходы, полученные и понесенные от ее осуществления, не считаются прочими.——————————— Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.На самом деле оказываемые перевозчиком услуги можно назвать как угодно, главное, чтобы пользователи отчетности представляли, что это за услуги и каких результатов ждать от них в будущем. В отличие от регулярных перевозок, организация экскурсий по городу — более рискованный вид бизнеса, поэтому может закрасться сомнение в продолжении осуществления данной деятельности в будущем: получит ли перевозчик в следующем году прибыль? Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п.

20 ПБУ 1/2008).Прекращение деятельности может повлиять на активы и обязательства, поэтому существует вероятность возникновения необходимости их дополнительной оценки, методика проведения которой описана в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» .

Следует учитывать: приостановление части деятельности без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность (п.

4 ПБУ 16/02).——————————— Утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н.Все это говорит о том, что бухгалтеру предприимчивого предпринимателя не следует переусердствовать с предусмотрительностью, а можно указать в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, что деятельность в виде автобусных экскурсий по городу связана с рисками, которые в будущем могут привести к приостановлению или даже смене деятельности, но в том или ином виде фактические перевозки пассажиров будут продолжены, что позволяет пользователям отчетности планировать результат в будущем.НалогообложениеДля традиционной перевозки пассажиров и багажа предусмотрены различные налоговые преференции, такие как:- специальные налоговые режимы («вмененка» — пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, патентная система налогообложения — пп.

31, 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);- освобождение от уплаты НДС (пп.

7 п. 2 ст. 149 НК РФ) при применении традиционной системы налогообложения.Формально осуществление не перевозок, а экскурсий дает налоговикам право отказать в применении поименованных налоговых преференций. Но спешить не стоит, так как экскурсионная деятельность также ведется малым бизнесом, претендующим на применение спецрежимов и налоговые льготы. В частности, на экскурсионные услуги, так же как и на транспортные, индивидуальным предпринимателем может быть получен патент в рамках ПСНО (пп.

31, 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).Применение налогового режима в виде уплаты ЕНВДЧто касается уплаты ЕНВД, то экскурсионная деятельность прямо не поименована в перечне вмененных видов деятельности (п.

2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, экскурсии нельзя подвести и под бытовые «вмененные» услуги, так как согласно ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, экскурсионный сервис отражен в составе туристских услуг.

На основании этого, казалось бы, «вмененка» и организация экскурсий на автобусе не совместимы. Между тем на спецрежим в виде уплаты ЕНВД может быть переведено оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Определения данных услуг для целей применения «вмененки» нет в ст.

346.27 НК РФ, что разрешает правоприменителям обратиться к иным нормативным актам, например к тому же самому ОК 002-93. В нем есть группа 021500 с названием «Услуги пассажирского автомобильного транспорта».

В нее включены туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (код 021535). Получается, что автобусная экскурсия по городу также подпадает под автотранспортные услуги, с доходов от осуществления которой может уплачиваться ЕНВД.

Более весомыми аргументами по сравнению с названным Классификатором являются нормы гражданского законодательства.Согласно ст.

786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

За городскую экскурсию граждане также платят и получают либо билеты, подтверждающие заключение договора перевозки пассажира, либо другие похожие документы, подтверждающие заключение аналогичного договора по возмездному оказанию услуг в виде туристско-экскурсионной перевозки пассажиров автобусами.

По сути, это та же самая перевозка, только с экскурсионной направленностью, что также говорит в пользу применения «вмененки».Заметим, что если рассматривать экскурсию по городу как перевозку пассажиров (неопределенных лиц) по заказу (на условиях договора фрахтования), то обосновать уплату ЕНВД будет значительно сложнее, так как названный вид деятельности регулируется разными нормами ГК РФ, а фрахтование ТС является разновидностью их аренды, а не перевозок пассажиров (п.

3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, Постановление ФАС УО от 24.03.2014 N Ф09-630/14). Исключением является ситуация, когда фактически оказываются услуги перевозки, хоть отношения сторон и оформлены договорами фрахта (аренды ТС) (Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 по делу N А06-8814/2012).

Дополнительными аргументами в пользу применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД могут служить акты, подтверждающие объем выполненной услуги, а не факт передачи определенных транспортных средств. А предоставление авто в зависимости от характеристик груза и его ежедневный возврат собственнику говорят о том, что нет выбытия транспортного средства из владения перевозчика (как это происходит при аренде), поэтому применение «вмененки» по такому «фрахту» правомерно (Постановление АС УО от 08.09.2014 N Ф09-5330/14).Освобождение от уплаты НДССкажем несколько слов об освобождении от уплаты НДС. Оно предусмотрено для перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке (пп.

7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В нашем случае перевозчик организовал экскурсии по городу по своим собственным правилам, в том числе не по тем тарифам, которые ввели местные органы власти. Значит, льгота по НДС по указанному основанию нашему «экскурсоводу» не светит. Она в общем-то и не нужна, если предприниматель пользуется преимуществами спецрежима.

Причем не обязательно «вмененки» или ПСНО, можно уплачивать единый налог при применении УСНО.Правда, есть еще одно освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп.

20 п. 2 ст. 149 НК РФ, позволяющее не начислять налог к уплате в бюджет с услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе при реализации ими экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, являющихся бланками строгой отчетности. Изготовить такие бланки несложно, труднее причислить себя к организациям сферы культуры и искусства.

К ним относятся музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные и ландшафтные парки, экскурсионные бюро (кроме туристических экскурсионных бюро). Наш предприниматель, организовавший экскурсии по городу без познавательных целей, не из их числа, поэтому и на льготу по НДС ему не стоит надеяться, а лучше применять какой-нибудь спецрежим.* * *Экспертом рассмотрена практическая ситуация с различных точек зрения, дана оценка ее правовому содержанию, представлены рекомендации по методологии и налогообложению экскурсий по городу без познавательных целей для граждан.

Все это сделано не для того, чтобы перевозчики отказывались от регулярных маршрутов и переходили на организацию городских «экскурсий» или на другие рискованные виды бизнеса.

Вам также может понравиться...