КАСКО

Кадастровые работы по земельному участку под объектом культурного наследия

Значение объектов культурного наследия


Объекты культурного наследия (ОКН) — значимые для нынешнего и будущих поколений памятники истории и культуры, созданные в ходе исторических событий, происшедших со времени зарождения цивилизации до всех дальнейших этапов её развития. Их роль и высочайший потенциал, с позиции истории, археологии, искусства, архитектуры, науки и техники, безмерны.

Эти подлинники невозместимой ценности представляют всеобъемлющее хранилище достоверной информации о прошлом и грандиозный капитал социальной и духовной культуры общества. Утраты культурного наследия невосполнимы. Человечеством осознана необходимость его защиты и сохранения.

Российская Федерация является участником международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.

На 2019 год в России зарегистрированы в ЮНЕСКО 29 объектов:

  1. 7 из них признаны шедевром человеческого гения
  2. 11 объектов были оценены по природным критериям, а 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности
  3. 3 из них расположены на территории нескольких государств (являются трансграничными)

Не менее исключительную ценность представляют и другие памятники, относящиеся по своей категории к объектам культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Забота об историческом и культурном наследии России является обязанностью каждого гражданина РФ, закреплённой (пункт 3 статьи 44). Связана она, в частности, с использованием и застройкой земельных участков, расположенных вблизи ОКН.

Признаки ОКН Признаки объектов культурного наследия:

  1. отнесение к недвижимому имуществу:
    • объект недвижимости (здание, сооружение, конструкция)
    • территория, прилегающая к объекту
  2. наличие статуса объекта культурного наследия
  3. территория, прилегающая к объекту
  4. давний срок создания (минимальная давность — 40 лет)
  5. объект недвижимости (здание, сооружение, конструкция)
  6. подтверждённый факт исторической и культурной ценности

Виды объектов культурного наследия

  1. центры исторических поселений
  2. достопримечательные места (ландшафтная зона, являющаяся творением человека или творением его «в союзе» с природой):
    • места бытования народных художественных промыслов
    • центры исторических поселений
    • фрагменты градостроительной планировки и застройки
    • памятные места
    • культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок
    • места совершения религиозных обрядов
    • природные и культурные ландшафты, представляющие собой ценность в связи с красотой или интересом с точки зрения истории, археологии, этнологии или антропологии
  3. ансамбли (группы памятников) — исторические однородные объединения городских или сельских построек, представляющих интерес с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, социальной культуры
  4. все следы человеческого обитания вместе с движимым культурным материалом
  5. памятные места
  6. места бытования народных художественных промыслов
  7. природные и культурные ландшафты, представляющие собой ценность в связи с красотой или интересом с точки зрения истории, археологии, этнологии или антропологии
  8. фрагменты градостроительной планировки и застройки
  9. культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок
  10. памятники архитектуры, истории и искусства
  11. места совершения религиозных обрядов
  12. места проявления деятельности человека (покинутые строения и руин всех видов, включая подземные и подводные
  13. объекты археологического наследия:
    • все следы человеческого обитания вместе с движимым культурным материалом
    • места проявления деятельности человека (покинутые строения и руин всех видов, включая подземные и подводные

Весь перечень видов объектов культурного наследия представлен в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Реестр объектов культурного наследия Информация об ОКН, их территориях, зонах охраны выкладывается на портале открытых данных Министерства культуры РФ

«Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

(). Этот источник сведений является главным.

Физические и юридические лица могут получить выписку из этого реестра, обратившись в федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия. В российских регионах и муниципалитетах ведётся учёт и составляются перечни видов ОКН регионального и местного значения. Проверить наличие объектов культурного наследия, который, возможно, находится рядом с земельным участком, можно на сайте .

Выявленные объекты культурного наследия Если в историко-культурных памятниках усматриваются признаки объекта культурного наследия, но решение о включении их в реестр ОКН ещё не принято, то они являются выявленными объектами культурного наследия.

Выявленные ОКН наделяются территорией, зоной охраны и режимом использования земель. Они подлежат государственной охране до принятия решения о включении в ЕГРКН или решения об отказе во включении по итогам государственной историко-культурной экспертизы. Исключение из состава выявленных ОКН может произойти по причине недостоверности сведений о памятнике как о выявленном объекте культурного наследия.

Сохранение и защита объекта культурного наследия Способы сохранения ОКН основаны на использовании действенных мер, обеспечивающих максимально возможную физическую и визуальную сохранность памятника:

  1. исключение внешних факторов, способных причинить вред
  2. предотвращение изменения облика и интерьера
  3. защита от любых негативных воздействий

Вокруг ОКН устанавливаются зоны охраны, а в каждой из них — особые режимы использования. Градостроительная деятельность в этих зонах разрешена, но, вместе с тем, ограничена требованиями защиты и сохранения состояния, зрительного восприятия и роли соседа-памятника (ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

().

Охранные зоны подразделяются на подзоны. Градостроительные регламенты подзон детализируют ограничения в использовании земельных участков и конкретизируют параметры их застройки. На территории ОКН:

  • ведущаяся на ней хозяйственная деятельность не должна причинять им вред
  • ремонт существующих исторических зданий и сооружений и других видов объектов наследия должен проводиться с сохранением внешнего вида ОКН
  • запрещено капитальное строительство

Территория ОКН и территория зоны охраны памятника культурного наследия не идентичны:

  1. территория ОКН — это исторически сложившийся земельный участок, на котором расположен объект (выявленный объект) культурного наследия
  2. размеры территории ОКН меньше размеров его зоны охраны
  3. зона охраны ОКН — это внешний режимный пояс защиты памятника за пределами его исторического владения

Требования к освоению земельного участка

Если Вы планируете построить дом или провести реконструкцию существующего объекта капитального строительства, на принадлежащем Вам земельном участке, то перед началом проектирования/строительства необходимо направить запрос в Главное управление культурного наследия МО, с целью получения заключения: — о возможности указанного строительства/реконструкции, в соответствии с установленными режимами; — наличия объектов культурного наследия на земельном участке; — необходимости проведения историко-культурной экспертизы.

Регламентируется: Ст. 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон) земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, работ по использованию лесов и иных видов работ подлежат проведению государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований. В случае, если Ваш земельный участок, по сведениям ГУКН МО, ранее не исследован на предмет наличия объектов культурного наследия (в т.ч. археологических), Вам необходимо будет провести государственную историко-культурную экспертизу земельного участка.

Заказчиком данной работы является собственник земельного участка, которому необходимо обратиться к эксперту, получившему аттестацию Минкультуры России.

Списки аттестованных экспертов размещены на сайте Минкультуры России (Главная > Министерство > Департаменты > Департамент государственной охраны культурного наследия > Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы > Аттестованные эксперты). По вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы Вы также можете обратиться в организации, уставными целями деятельности которых является проведение археологических полевых работ, и в трудовых отношениях с которыми состоят аттестованные эксперты.

По вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы Вы также можете обратиться в организации, уставными целями деятельности которых является проведение археологических полевых работ, и в трудовых отношениях с которыми состоят аттестованные эксперты. Такими организациями являются, в том числе, ФГБУН Институт археологии Российской академии наук (117036, Москва, ул.

Дм. Ульянова, 19, т. (499) 126-47-98), ООО «ЦАИ «Куликово поле» (Московская область, г. Подольск, пр-кт. Ленина, д.47, 142106, т. (4967) 63-19-51), ООО «Столичное археологическое бюро» (г.

Москва, ул. Ильинка, д. 4, офис 226, т. 8(495)234-31-75), ООО ««Археологические изыскания в строительстве» (109052, Москва, Лужнецкая наб., д. 2/4, офис 406), МБУ «Коломенский археологический центр» (140400, Московская область, г.

Коломна, ул. Кремлевская, 5).

Обращаем Ваше внимание, что услуга оказывается исключительно в электронном виде, через портал государственных и муниципальных услуг Московской области. Посещение Главного управления культурного наследия Московской области более не требуется.

Завершающий этап и итоги выполнения

Завершающим этапом по проведению кадастровых работ становится составление и предоставление заказчику документации по земельному участку – и .В кадастровом паспорте отражается , его , который соответствует данным единой базы, занимаемая площадь, месторасположение, , (для каких целей может непосредственно использоваться), данные о законности установленных границ и дата внесения информации по нему в государственный реестр.В выписке отражаются данные по наделу относительно координат и межей, которые и определяют границы собственности заказчика.

Комментарий к Ст. 99 ЗК РФ

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установления особенностей владения, пользования и распоряжения указанными объектами и земельными участками, на которых (в границах которых) они расположены, осуществляется как Кодексом, так и специальным федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним (в пределах компетенции субъектов РФ) законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ об объектах культурного наследия и Закон РСФСР

«Об охране и использовании памятников истории и культуры»

. Так, ФЗ об объектах культурного наследия относит к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В свою очередь, объекты культурного наследия в соответствии с ФЗ об объектах культурного наследия подразделяются на следующие виды: — памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия); — ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; — достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должно быть утверждено Правительством РФ, однако до настоящего времени оно не принято.

В свою очередь, к землям историко-культурного назначения относятся земельные участки как в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и в границах территорий выявленных объектов культурного наследия.

В свою очередь, к землям историко-культурного назначения относятся земельные участки как в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и в границах территорий выявленных объектов культурного наследия. Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято Правительством РФ либо органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным законом субъекта РФ, решение о включении их в реестр, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Что касается земельных участков, занятых военными и гражданскими захоронениями, правовое регулирование отношений, связанное с погребением умерших, осуществляется Федеральным законом от 12 января 1996 г.

N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении). ——————————— СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; РГ. 1997. 2 июля; СЗ РФ.

1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 23. Ст. 2282; 2002.

N 30. Ст. 3033; N 50. Ст. 4931; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 27 (ч.

1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1482; 2006.

N 43. Ст. 4414; 2007. N 27. Ст.

3213. Однако в указанном Законе не содержится такого понятия, используемого в ЗК, как «земли захоронений». Вместе с тем в ст. 4 Закона о погребении упоминаются «места погребения», которыми являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Полагаем, что понятие земельного участка, занятого захоронениями, можно применять равнозначно с терминами «кладбище» и «место погребения». Закон о погребении устанавливает, что места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Как видно из данной формулировки, места погребения могут и не относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение, а следовательно, и не входить в состав земель историко-культурного назначения. Однако данный вывод не соответствует комментируемой статье 99 ЗК РФ, которая не содержит исключений и относит к землям историко-культурного назначения все земли, занятые захоронениями. Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Порядок отнесения земель к землям историко-культурного назначения федерального значения, порядок использования и охраны указанных земель должны быть утверждены Правительством РФ, однако они до настоящего времени не приняты. Порядок отнесения земель к землям историко-культурного назначения регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель историко-культурного назначения регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вместе с тем, поскольку объекты культурного наследия подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения, определение значения земельных участков, в границах которых они располагаются, должно производиться исходя из значимости объекта культурного наследия.

2. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, а именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, а именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. ст. 35 — 36 ФЗ об объектах культурного наследия на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия хозяйственная деятельность, связанная с проведением землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, возможна лишь после согласования проектов указанных работ с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном данным Законом.

Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

Кроме того, в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия может быть ограничено или запрещено движение транспортных средств на территории данного объекта либо в его зонах охраны в порядке, установленном законом субъекта РФ. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Между тем ст. 23 ФЗ об объектах культурного наследия позволяет Правительству РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта РФ исключить объект культурного наследия из реестра в случае утраты им историко-культурного значения. Представляется, что в этом случае может быть изменена категория земельного участка, находившегося в границах указанного объекта, с переводом в другую категорию, в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Как следует из указанной статьи, перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно. Статья 54 ФЗ об объектах культурного наследия устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Так, в случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, соответствующие органы охраны объектов культурного наследия (в зависимости от значения объекта) обращаются в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия. В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном . В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок, в пределах которого располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.

3. Согласно часть земель, относящихся к категории земель историко-культурного назначения, ограничена в обороте, а именно земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, а также объектами археологического наследия. При этом отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется Указом Президента РФ в соответствии с п. п. 1 и 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г.

N 1487 (в ред. от 25 февраля 2003 г.) . ——————————— САПП РФ. 1992. N 23.

Ст. 1961; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4611; 2003. N 9. Ст. 851. Включение объектов в Список всемирного наследия осуществляется в порядке, предусмотренном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия . ——————————— Принята в городе Париже 16 ноября 1972 г.

на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Решение об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам, согласно ст. ст. 57 — 58 ФЗ об объектах культурного наследия, принимается соответствующим органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления в отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.

Следует иметь в виду, что в обороте ограничиваются лишь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и только лишь в форме запрета на предоставление их в частную собственность. Иными словами, в том случае, если объект культурного наследия относится к объектам, перечисленным в подп.
Иными словами, в том случае, если объект культурного наследия относится к объектам, перечисленным в подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК, и располагается на земельном участке, находящемся в частной собственности, в силу комментируемого пункта земельный участок у собственника не изымается при условии, что в законе нет прямого указания на обратное.

В свою очередь, ограничений по формам собственности на объекты культурного наследия ФЗ об объектах культурного наследия не предусмотрено. Иной порядок установлен для объектов археологического наследия, которые могут находиться только в государственной собственности. Однако объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Следовательно, земельные участки, занятые объектами археологического наследия, могут находиться в любой форме собственности. Вместе с тем п. 2 ст. 54 названного Федерального закона содержит ограничение по видам сделок, совершаемых с земельными участками, занятыми объектами культурного наследия, в части запрета на раздел земельных участков, находящихся в общей собственности, в границах которых расположены памятники и ансамбли, а также запрет на выдел доли в натуре.

Иных существенных и специфических ограничений в обороте земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), как в ЗК, так и в законодательстве об охране объектов культурного наследия, не содержится. В свою очередь, в подп. 9 п. 4 ст.

27 ЗК прямо установлено, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, изъяты из оборота, т.е. данные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Однако данное положение касается лишь захоронений, относящихся к объектам федеральной собственности.

В последнее время известно об одном кладбище, которое можно с уверенностью назвать федеральным, — это Федеральное военное мемориальное кладбище, которое создано на основании Указа Президента РФ от 11 июля 2001 г. N 829 и Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2004 г. N 105 в Мытищинском районе Московской области.

Согласно указанным нормативным актам Правительство РФ выступает учредителем Федерального государственного учреждения «Федеральное военное мемориальное кладбище», единственной целью которого является деятельность в области погребения и увековечения памяти лиц, круг которых определяется Правительством РФ.

При этом строительство кладбища осуществляется за счет федерального бюджета, а имущество, передаваемое учреждению, находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Применяя данные критерии (орган, решение которого послужило основанием для создания кладбища, и уровень бюджетного финансирования деятельности по созданию и эксплуатации кладбища и т.п.), необходимые для определения формы собственности (федеральная собственность, собственность субъекта РФ или муниципальная собственность) на объекты, находящиеся на соответствующих земельных участках, многие остальные кладбища, расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами, находящимися в собственности субъектов РФ либо в муниципальной собственности. Специальная норма Кодекса, закрепляющая ограничения оборотоспособности земельных участков, содержит закрытый перечень земель, изъятых из оборота, в который иные земли, занятые захоронениями, не входят.

В перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержащийся в п.

5 ст. 27 ЗК, земли, занятые захоронениями, также не входят. Вместе с тем в предмет регулирования Закона о погребении отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением местами погребения, не входят.

Положения Закона о погребении, посвященные порядку организации мест захоронения, содержат указание на то, что места погребения могут быть по принадлежности государственными и муниципальными. Полагаем, что в данном случае речь идет о возводимых на земельном участке зданиях и сооружениях, предназначенных для осуществления погребения умерших (кладбища, стены скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематории и т.д.).

Иных норм, касающихся прав собственности на земельные участки, занятые местами погребения, и ограничений их оборотоспособности, в Законе о погребении не содержится. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных законодательством, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. В отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, в целях обеспечения сохранности и использования данного объекта и соблюдения прав и законных интересов граждан Правительством РФ могут быть установлены ограничения при использовании данного объекта культурного наследия либо данного участка.

В случае несогласия физического или юридического лица с введением установленных Правительством РФ ограничений при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, физическое или юридическое лицо может обжаловать такое решение в суд.

В случае несогласия физического или юридического лица с введением установленных Правительством РФ ограничений при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, физическое или юридическое лицо может обжаловать такое решение в суд. 4. В соответствии со ст. 34 ФЗ об объектах культурного наследия в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Границы зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов РФ. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством РФ (до настоящего времени не приняты). В комментируемой статье 99 Земельного кодекса России также устанавливается, что в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Градостроительным кодексом РФ и градостроительным законодательством субъектов РФ регулируются отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иной градостроительной деятельности. Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, а одной из целей разработки правил землепользования и застройки является создание условий для сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

Представительным органом местного самоуправления утверждаются правила землепользования и застройки, которые включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации), границы территорий объектов культурного наследия.

Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий.

В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются в том числе с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. При этом действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Навигация по записям © 2020-2019 Земельный кодекс Российской Федерации (ФЗ №136) со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям ЗК РФ.

Оформление в собственность объекта культурного наследия

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

(далее — Закон об объектах культурного наследия) памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения). Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Согласно п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г.

и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в п.

5 настоящей статьи. Согласно п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия при реализации п.

4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г., Правительство РФ утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации. Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

К сожалению, вопрос не содержит важнейших сведений, от которых зависит полнота и правильность ответа.

Прежде всего следует определиться в терминологии: это «здание», т.е. объект недвижимости, которое можно использовать по целевому назначению, или «стены», отнесение которых к объектам недвижимости, по смыслу ст.

130 ГК РФ, весьма спорно, а следовательно, возникновение права собственности на них и регистрация в Росреестре тоже под сомнением. Из фразы

«Здание передали в безвозмездное пользование Епархии»

нельзя понять: (1) кто и на каком праве раньше владел «зданием» или «стенами» (далее – объект); (2) на основании какого закона и документа объект передан Епархии и имело ли лицо право и полномочия передавать объект; (3) кто является собственником земельного участка, на котором расположен объект (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления, частное лицо), поскольку земельный участок следует судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем. Кроме этого, земельный участок и объект могут иметь разных собственников.

Теперь по поводу указания Управления по охране объектов культурного наследия оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет. Оформить храм в собственность против воли Епархии никто не вправе, поскольку в России действует принцип свободы договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ст.

421 ГК РФ). Передача кому-либо в собственность или в пользование предварительно не поставленного на кадастровый учет объекта было бы невозможно. А если учесть, что на кадастровый учет объект недвижимости может поставить как собственник, так и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (ст.

4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), то можно предположить, что прежний собственник (владелец) решил перенести на Епархию бремя расходов, связанных с постановкой объекта на кадастровый учет. Но раз Епархия приняла в пользование объект без выяснения выше изложенных обстоятельств и правомочий прежнего владельца объекта, то Епархия вправе самостоятельно на правах пользователя (ссудополучателя) поставить объект на кадастровый учет. Теперь о регистрации права пользования.

Согласно ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные ч. 1 этойстатьи. Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Вам также может понравиться...