Авторское право

Италия форма государственного устройства правления и политический режим

Италия форма государственного устройства правления и политический режим

Государственное устройство. Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую


92 Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией).

В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика.

Политический режим — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет.

Полномочия могут быть продлены

«только в законодательном порядке и лишь в случае войны»

(ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями.

Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие. Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г.

по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам.

Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства.

По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов.

Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы.

Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями.

В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры.

Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.

Основное правомочие Парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут).

Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения.

Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат.

По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом.

После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное. Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства.

Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.

Глава государства — Президент Республики.

Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов.

Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Правомочия главы государства установлены Конституцией.

Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств.

Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат.

Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию.

Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность. Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства.

Парламент должен вынести Правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна практически оно руководит государством.

Особенно широки полномочия Правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем.

Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение Парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера- регламенты.

Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона.

Глава Правительства

«направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность»

.

По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр — за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду.

Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.

Правовая система Общая характеристика Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права. Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг.

XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в.

в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.

В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов.

В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств.

Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.

Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны — Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.

После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс.

Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права.

В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений. Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты.

В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. — одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм.

Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права. Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.

Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах.

Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии.

Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.

92 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Основных причин три.: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Похожие главы из других книг

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ Из книги Преступники и преступления.

Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич Флюгер (политический) Выражение стало популярным в русской общественно-политической лексике во многом благодаря известному четверостишию Алексея Константиновича Толстого (1817—1875), которое он написал как вольное переложение стихов немецкого поэта Генриха Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович Раздел IX Политический режим Настоящий раздел хрестоматии посвящен анализу политических режимов. В него вошли произведения политологов, посвященные тоталитарному, авторитарному, демократическому и гибридным режимам.

Анализ тоталитарных режимов представлен в работах Из книги Политика автора Джойс Питер Политический спектр Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.Политические идеологии в целом подразделяются на три Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен 47.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества.

Он Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен 19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Общие принципы демократического политического режима: 1.

Признание народа источником власти в суверенном государстве.

Народный суверенитет состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в Из книги Энциклопедия юриста автора 20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий 16.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает Из книги Обществознание.

Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна 21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без Из книги автора Политический режим ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — в науке конституционного права понятие.

обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе.

Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма Из книги автора 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского Из книги автора 2.

Возникновение государства у восточных славян.

Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий.

Со временем они Из книги автора 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

Государственные территориальные устройства Италии.

Все что можно про это!!!

Государственное устройство Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией) .

В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции.

Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Действует Конституция 1947 г. , согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика.

Политический режим — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе) . Срок полномочий палаты — 5 лет.

Полномочия могут быть продлены

«только в законодательном порядке и лишь в случае войны»

(ст.

60 Конституции) . Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты.

Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г.

по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной) . Сенат является палатой областей.

Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.

59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии.

Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября.

Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.

64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст. 81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры.

Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес. ()

Похожие работы на — Особенности полупрезидентской формы правления в Италии

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2020 «Библиофонд»

4, 5А формы государства. Формы правления и политический режим

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: * форму правления, * форму территориального (государственного) устройства * политический (государственный) режим.В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления. Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная — в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др. Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси). Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную.

Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства.

Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом.

Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях.

В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др.

К парламентарным республикам — Италия, Турция, Финляндия и др. В «чистом» виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики.

В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ). Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство имеет следующие признаки: 1) полное территориальное единство государства.

Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; 2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; 3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; 4) единая система законодательства для всего государства; 5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Для федерации характерны следующие признаки: 1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; 2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; 3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения; 4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; 5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам. По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США). Третий элемент формы государства — политический (государственный) режим. Политический (государственный) режим, — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические.

Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю. Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным.

Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем. Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер.

Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства.

При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации.

При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть. Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима.

Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими.

Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой. Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим.

Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Тип политического режима

Политический режим – система способов, методов и средств формирования и осуществления политической власти. Демократической режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

В Италии преобладает либерально-демократический режим, главным принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии — защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства. Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам. В Италии, начиная с 1946 года, правительство существует не более шести месяцев.

Государственное устройство

В 1946 году, после окончания Второй мировой войны и свержения фашистского режима в Италии, в стране был проведен общенациональный референдум, по результатам которого Италия была объявлена парламентской республикой, главой которой выбирается президент. В 1947 году была создана новая Конституция – одна из самых демократических в мире, и через год она вступила в силу и до сих пор действует почти без поправок. Согласно Конституции Итальянской Республики, основным законодательным органом является двухпалатный Парламент, члены которого избираются народом, главой государства представлен Президент, который в свою очередь выбирается Парламентом, а исполнительной властью наделен Совет министров, назначаемый Президентом.

Итальянский Парламент состоит из двух палат – сената и палаты депутатов.

Юридически они равноправны, но фактически сенат имеет меньше власти.

В сенате представлены 323 сенатора, часть из которых выбраны пожизненно.

В палате депутатов заседает 630 человек. Депутаты и сенаторы имеют право принимать законы, утверждать бюджет государства, ратифицировать международные договоры.

Полномочия Парламента достаточно велики, чтобы называть Итальянскую республику парламентской.

В каждой палате представлен свой руководящий орган под названием бюро, который состоит из председателя, вице-председателей, квесторов и секретарей.

Члены бюро подбираются таким образом, чтобы в нем были представители всех партийных фракций – групп, состоящих не менее из 20 членов в палате депутатов и не менее 10 в сенате, причем во фракции могут быть представлены несколько партий. Также законодательная власть в меньшей мере принадлежит правительству, областным советам республики, Национальному совету экономики и труда и народной инициативе. Последний вариант возможен при создании групп избирателей, которые насчитывают не менее 50 тысяч человек.

Многие свои законодательные права Парламент может отдать Правительству, кроме тех областей, которые касаются Конституции.

Парламент избирает президента – главу государства. Срок его правления – 7 лет. Президент наделен исполнительной властью: утверждает принятые сенатом и палатой депутатов законы, распускает Парламент при необходимости, издает декреты, назначает народные референдумы, объявляет состояние войны (только по решению палат). Также президент выполняет роль главнокомандующего Вооруженных сил и является председателем Высшего совета магистратуры.

В судебном отношении он имеет право помиловать и уменьшать наказания.

Но любые действия президента недействительны без письменного заверения уполномоченного министра, который и несет ответственность за принятое решение. Президент Италии назначает правительство, главный орган исполнительной власти, представленный Советом министром с председателем во главе.

В течение 10 дней после формирования правительства обе палаты Парламента должны объявить свое доверие Совету министров, иначе оно считается недействительным. Правительство несет ответственность перед сенатом и палатой депутатов, исполняя законы, принимая декреты и постановления.

Большинство полномочий, которыми наделен Президент Италии, по сути выполняются правительством. Также государственная система Итальянской республики представлена несколькими дополнительными органами, которые выполняют функции контроля и содействия Правительству и Парламенту – это Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата. Судебная власть принадлежит Конституционному суду, который следит за тем, чтобы законы и акты отвечали принципам Конституции.

Далее:

Партии в Италии

Ведущими политическими партиями, функционирующими в Италии можно назвать: буржуазные — Христианско-демократическую, «Форса Италия» (в переводе – «Вперед, Италия»). Набирает популярность Итальянская социалистическая партия и социал-демократическая, а также Либеральная и Республиканская партия.

Более трех млн. человек являются членами конфедерации рабочих профсоюзов, союз труда собрал под своими знаменами полтора млн. граждан. Власть в стране строится на четком разделении прав законодательной (она вверена двухпалатному парламенту) и исполнительной (к ней относятся Президент и правительство).

Соответствие государственной системы нормам Конституции обеспечивает Конституционный суд.

Вопрос 47. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов.

Италия — это классическая парламентарная республика.

Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента, причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства, обусловленного многопартийностью, такая ответственность имеет вполне реальный, действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства, представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Разумеется, это показатель демократизма государства.

Но оборотной его стороной является нестабильность управления страной, которая всегда таит опасность тому же демократизму. Именно с целью прекратить бесконечную смену правительств в начале 90-х годов в стране была реформирована избирательная система применительно к выборам в парламент (вместо существовавшей ранее чисто пропорциональной системы установлена смешанная мажоритарно-пропорциональная система).

Парламент.Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней.

Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии.

Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен. Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения.

Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции.

В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством. В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек.

Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат. Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел «Совет министров» раздела «Правительство» состоит всего из пяти статей (ст.

92 — 96). Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы.

Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона. Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению — министров.

Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге.

Вам также может понравиться...