Трудовое право

Аренда государственного имущества под офис конкурс

Аренда государственного имущества под офис конкурс

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов


Договор аренды государственного и муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов, в частности, в случаях предоставления имущества следующим лицам (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  1. товариществам собственников жилья;
  1. лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
  1. образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения;
  1. медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Кроме того, имущество может быть без торгов передано в аренду любым лицам, если оно:

  1. передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
  1. представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв.

    м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

  1. Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ;
  1. Водного кодекса РФ;
  1. законодательства РФ о недрах и о концессионных соглашениях.

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст.

38 Земельного кодекса РФ, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г.

№ 808).Порядок заключения договоров аренды лесного участка регулируется:

  1. главой 8 Лесного кодекса РФ об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности;
  1. Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78–80 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75.

Вопрос: стороны заключили на аукционе договор аренды лесного участка, который находится в государственной собственности. Можно ли без проведения торгов изменить условия такого договора аренды?Ответ: нет, Президиум ВАС РФ разъяснил, что соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, можно также заключить только на аукционе (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г.

№ 12157/13).Однако до принятия указанного постановления судебная практика была неоднородной.Дело в том, что некоторые арбитражные суды допускали изменение условий договора аренды на основании дополнительного соглашения без проведения аукциона. Другие суды, наоборот, отрицали такую возможность (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 октября 2012 г. № А43-25582/2011, от 1 июня 2012 г.

№ А28-6737/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 г.

№ А13-4717/2011).Согласно одной из этих позиций при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения или по требованию одной из его сторон невозможно. Такое императивное правило следует из части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.В этом правиле есть только одно исключение: если мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, которая возникла вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекли за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды исходили при его заключении, то договор можно изменить или расторгнуть (ч.

7 ст. 53.7 Лесного кодекса РФ).Иными словами, по общему правилу изменить условия договора аренды лесного участка, который был заключен на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон нельзя.Другая позиция принимает во внимание то, что использование арендуемого лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением уполномоченного органа (ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ).

Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов. А эти объемы вполне могут отличаться от объема, который указан в заключенном по результатам торгов договоре аренды.

Причем такое различие объема использования лесов может быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В связи с этим изменяются и условия договора аренды.С учетом разных правовых позиций коллегия судей ВАС РФ передала указанное выше дело в Президиум для формирования единообразной судебной практики.

В связи с этим изменяются и условия договора аренды.С учетом разных правовых позиций коллегия судей ВАС РФ передала указанное выше дело в Президиум для формирования единообразной судебной практики. r /> Пример из практики: суд разъяснил, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, возможно также только на аукционе По результатам аукциона департамент (арендодатель) и ООО «К.» (арендатор) заключили договор аренды лесного участка.

По условиям договора арендатор принял во временное пользование для заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности. Договор зарегистрирован в установленном порядке. Арендная плата на момент его подписания составила 2 692 663 руб.

в год. В соответствии с договором размер арендной платы изменяется в следующих случаях:

  1. пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (ст. 73 Лесного кодекса РФ);
  1. при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.

На основании проекта освоения лесов департамент и арендатор заключили дополнительное соглашение № 1 к договору аренды. Согласно этому соглашению стороны изменили размер арендной платы.

Теперь он составил 1 612 296 руб. в год. Прокурор счел, что дополнительное соглашение к договору стороны заключили в нарушение статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения соответствующего аукциона, и в связи с этим обратился в арбитражный суд с требованием признать соглашение недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований прокурора.

Однако кассационный суд признал дополнительное соглашение к договору аренды недействительной сделкой.

В обоснование своего решения он указал следующее.

Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка. В договоре аренды размер арендной платы определяется по цене, которую предложил победитель. Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения.

Обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, которые предлагали меньшую сумму, чем победитель. А сделка, которая не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (п.

1 ст. 168 ГК РФ). Президиум поддержал позицию кассационного суда и указал, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (п.

3 ст. 71 Лесного кодекса РФ). Возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, который предусматривает часть 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ (ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ). Таким образом, невозможно применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Таким образом, невозможно применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

Изменить условия договора аренды в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) в данном случае нельзя по следующим причинам:

  1. такой механизм предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, а это исключает статья 74 Лесного кодекса РФ;
  1. изменение объема лесных ресурсов на лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.

Исходя из этого, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что изменение условия договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон незаконно. Для этого нужно проводить аукцион.

При этом все вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с содержащимся в этом постановлении толкованием, могут быть пересмотрены (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г.

№ 12157/13).Вопрос: организация или предприниматель арендует государственное или муниципальное имущество.

Срок аренды подходит к завершению.

При каких условиях арендатор может заключить договор аренды на новый срок без проведения торгов?Это возможно при соблюдении одного из следующих условий:

  1. арендатор надлежащим образом исполнил свои обязанности и готов заключить новый договор аренды на условиях перечисления арендной платы по рыночной стоимости;
  1. арендатор заключил договор до 2 июля 2008 года и после истечения срока договора продолжает пользоваться имуществом без возражений со стороны арендодателя (т.

    е. договор считается возобновленным на неопределенный срок).

Рассмотрим эти случаи подробнее.Во-первых, с 2012 года действует правило, по которому заключить договор на новый срок без торгов может любой арендатор, если он надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору аренды и если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законом (ч. 9 и 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Тем самым арендатор реализует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.При этом закон устанавливает два требования, которые стороны должны соблюдать при заключении нового договора (ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, если иное не установлено другим законодательством России;
  1. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Во-вторых, по общему правилу договор может продолжить свое действие в результате его возобновления.

Так, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ). Однако таким способом могут воспользоваться не все арендаторы, а только те, которые получили соответствующее имущество в аренду до 2 июля 2008 года (т.

е. до даты вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которая ввела обязательное проведение торгов для заключения договора аренды). Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в пункте 1 постановления № 73.Вопрос: что нужно сделать, чтобы заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, воспользовавшись преимущественным правом?Во-первых, арендатору необходимо письменно уведомить арендодателя о желании заключить договор в срок, указанный в договоре аренды. Если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора (п.

1 ст. 621 ГК РФ).Преимущественное право на заключение договора аренды имеет не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом (или проведения торгов для заключения такого договора). Такой арендатор также должен письменно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор аренды. Поскольку положения, которые предусматривают обязательность проведения торгов, не лишают арендатора его преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, то арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.

Такие разъяснения содержат пункты 2 и 3 постановления № 73.Во-вторых, в договоре стороны должны согласовать условия:

  1. о сроке (арендодатель обязан заключить новый договор на срок не меньше чем три года, уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора);
  1. об арендной плате (размер арендной платы определяется по результатам рыночной оценки).

Такие правила (о направлении уведомления и согласовании условий договора) предусмотрены пунктом 4.2 постановления № 73.Если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно этих условий, то для разрешения спора любая из сторон может обратиться в суд (ст. 446 ГК РФ). Суд определяет размер арендной платы на основании оценки. Такое разъяснение содержит пункт 4.3 постановления № 73.Однако разногласия, которые возникли при заключении договора аренды и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, уже не могут быть урегулированы в судебном порядке.

Это правило следует из пункта 2 статьи 446 Гражданского кодекса РФ.

Такое ограничение введено с 1 июня 2015 года. Это очень важное правило в регулировании порядка аренды государственного и муниципального имущества. Например, если при заключении договора аренды на новый срок возникнут разногласия относительно условия о размере арендной платы или срока договора (п.

1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), то преддоговорный спор по требованию любой из сторон можно передать на рассмотрение суда. Условие об арендной плате суд устанавливает на основании данных о размере такой платы, которые определил оценщик на момент истечения срока предыдущего договора аренды (п. 4.3 постановления № 73). Таким образом, если такой преддоговорный спор возникнет после 1 июня 2015 года, у сторон будет только 6 месяцев, чтобы успеть обратиться за его разрешением в суд.Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, за исключением следующих случаев (п.

10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  1. в установленном порядке принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения таким имуществом;
  1. у арендатора есть задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Вопрос: в каком порядке заключается договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае его возобновления?Если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о том, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, то арендатор вправе продолжать пользоваться имуществом.Это возможно только в следующих случаях:

  1. возражения со стороны арендодателя отсутствуют;
  1. арендатор надлежащим образом исполняет свои обязанности.

Пока стороны не заключат договор аренды на новый срок, договор будет считаться возобновленным на прежних условиях (п.

2 ст. 621 ГК РФ). С момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок условие об арендной плате не изменяется (п.

4.2 постановления № 73).Вопрос: арендатор государственного или муниципального имущества предложил арендодателю заключить договор аренды на новый срок, но получил отказ. Как арендатору защитить свои права?В зависимости от того, заключил или нет арендодатель договор с другим лицом, арендатор может обратиться в суд с требованием либо о понуждении арендодателя заключить договор аренды, либо о переводе на себя прав и обязанностей по договору аренды и взыскании убытков.Если договор аренды с другим лицом не заключен, но арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок при отсутствии оснований, предусмотренных частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (есть задолженность по арендной плате или решение об ином порядке распоряжения имуществом), арендатор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении арендодателя заключить договор аренды на новый срок (п.

4.5 постановления № 73).Право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор, если другая сторона уклоняется от его заключения, закрепляет пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ.При этом арендатор не вправе требовать изменения прежних условий договора, за исключением указанных в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 4.5 постановления № 73).Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора аренды на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора заключил договор аренды с другим лицом, то арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе по своему выбору потребовать в суде:

  1. перевода на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с другим лицом, и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды;
  1. только возмещения убытков.

Такие правила установлены пунктом 4.4 постановления № 73, частью 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и статьей 621 Гражданского кодекса РФ.Вопрос: стороны заключили договор аренды государственного или муниципального имущества.

Можно ли переуступить права и обязанности арендатора без проведения торгов?Ответ: нет, нельзя.Договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования, можно заключить только по результатам проведения торгов, при этом есть некоторые исключения (ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). r /> Пример из практики: суд пришел к выводу, что переход прав по договору аренды к субъекту малого и среднего предпринимательства без проведения торгов произошел в нарушение Закона о защите конкуренции Между ОАО «Г.» и департаментом имущества г.

r /> Пример из практики: суд пришел к выводу, что переход прав по договору аренды к субъекту малого и среднего предпринимательства без проведения торгов произошел в нарушение Закона о защите конкуренции Между ОАО «Г.» и департаментом имущества г. Москвы в 2006 году был заключен договор аренды нежилого помещения. Впоследствии договор был перезаключен.

Кроме того, департамент, ОАО «Г.» и ООО «С.» 6 октября 2009 года заключили трехсторонний протокол-соглашение о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору аренды. В результате чего права и обязанности по договору перешли от ОАО «Г.» к ООО «С.» (субъект малого и среднего предпринимательства). Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что переуступка прав арендатора по договору аренды совершена в нарушение требований Закона о защите конкуренции, поскольку статьей 17.1 Закона установлены особенности заключения договоров, влекущих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

На основании протокола-соглашения произошла переуступка прав на аренду недвижимого имущества, поэтому такая сделка в силу прямого требования Закона о защите конкуренции могла быть совершена только по результатам торгов. Суды признали, что в нарушение установленного Законом о защите конкуренции порядка переход права аренды произошел без проведения торгов.

Суд кассационной инстанции отменил судебные акты. При этом он указал, что на основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к данным правоотношениям не применимы, так как ООО «С.» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Коллегия судей ВАС РФ однако пришла к выводу, что переход прав арендатора от ОАО «Г.» к ООО «С.» осуществлен без проведения торгов в нарушение требований Закона о защите конкуренции.

Договор аренды заключен между ОАО «Г.» и департаментом в соответствии с действовавшим в это время законодательством. На момент заключения протокола-соглашения от 6 октября 2009 года введены специальные положения Закона о защите конкуренции, предусматривающие особенности перехода прав в отношении государственного или муниципального имущества.

На момент заключения протокола-соглашения от 6 октября 2009 года введены специальные положения Закона о защите конкуренции, предусматривающие особенности перехода прав в отношении государственного или муниципального имущества. В данном случае заключения договора на новый срок по условиям, указанным в части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, с ООО «С.» не происходило.

С учетом изложенного коллегия судей решила, что судебный акт подлежит пересмотру в порядке надзора.

В результате пересмотра Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и оставил без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций (определение ВАС РФ от 20 февраля 2012 г. № ВАС-16679/11, постановление Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г.

№ 16679/11).Вопрос: можно ли заключить договор аренды государственного и муниципального имущества, если в пользование передается часть объекта недвижимости?Ответ: да, можно.Гражданский кодекс РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть (ст. 606 ГК РФ).При этом заключить договор аренды части земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, можно только в том случае, если предварительно будет проведен кадастровый учет соответствующей части земельного участка. Если такой договор заключен на год и более, то он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.Однако арендаторы земельных участков вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка.Такие разъяснения дал Пленум ВАС РФ в абзацах 6 и 7 пункта 9 постановления № 73.

Вопрос — ответ

Аренда

Согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 №67 при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», организатором указанного конкурса или аукциона является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления – бюджетное учреждение.

Таким образом, при сдаче в аренду государственного имущества Республики Саха (Якутия), бюджетные учреждения обязаны самостоятельно проводить торги на право заключения договоров аренды в нежилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления, в порядке, утвержденном Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 №67. Нормативные документы: — Конституция Российской Федерации; — Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; — Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ; — Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

; — Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; — Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; — Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; — Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; — Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; — Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67; — Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 726-З № 337-IV; — Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 января 2011 г.

№ 6

«О порядке предоставления в безвозмездное пользование и в аренду зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия)»

; — Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.11.2008 № 468 «О Перечне государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства»; — Иные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регламентирующими правоотношения в сфере предоставления государственного имущества Республики Саха (Якутия) в аренду и безвозмездное пользование.

Административные регламенты Формы документов Перечень государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства). В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  1. минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  2. размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

В случае соблюдения всех условий, арендодатель в лице автономного госучреждения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/10) не имеет права отказать в пролонгации договорного соглашения арендатору.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.
Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  1. Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.
  2. Так как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.

Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов: таблица

Основания и условия для заключения договора аренды без торгов представлены в таблице ниже. Основания заключения договора аренды муниципального имущества без торгов Условия для заключения договора аренды муниципального имущества без торгов Основания для заключения договора аренды, указанные п.

1. ст. 17.1 ФЗ № 135 Договор аренды заключается только в отношении следующего имущества: 1. государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; 2. государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; 3.

государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Договор аренды не может быть заключен в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется на основании: 1.

Земельного кодекса РФ; 2. Лесного кодека РФ; 3. Водного кодекса РФ; 4.Законодательством РФ о недрах; 5.

Законодательством РФ о концессионных соглашениях; 6.

Законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Заключение договора аренды с арендатором по истечении срока предыдущего договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения 1. Арендатор должен был исполнять свои обязательства по истекшему договору надлежащим образом; 2. Срок договора аренды не ограничен; 3.

Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ; 4. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.

Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора; 5. у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Пример 1. Договор имущественного найма (примерный шаблон)

Предложенный образец предназначен для юрлица (наймодателя) и предприятия (нанимателя).

В документе отмечено:

  • Сроки уплаты — поквартально.
  • Сведения об участниках.
  • Реквизиты участников сделки, их подписи и печати.
  • Обязательства наймодателя (передать второй стороне свое имущество в установленные сроки).
  • Какой объект, на какой срок передается во временное пользование.
  • Акт приема—передачи объекта.
  • Обязательства нанимателя (вернуть собственнику арендованный объект в надлежащем виде по завершению срока действия соглашения либо при его досрочном прекращении).
  • Период действия соглашения.
  • Фиксированный размер арендной платы за месяц.

Читайте также статью ⇒ .

Уважаемые предприниматели! Вас приветствует Управление по распоряжению имуществом муниципальной казны и контроля за его использованием Департамента по управлению муниципальным имуществом

Мы рады, что вы посетили наш раздел на Официальном портале Екатеринбурга. Позвольте ознакомить вас со спецификой нашей деятельности.

В муниципальном образовании «город Екатеринбург» в аренду (возмездное владение и (или) пользование) передаются объекты недвижимости (здания, сооружения, встроенные и пристроенные помещения), находящиеся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», и предназначенные для использования в целях, не связанных с проживанием в них. Представителем собственника имущества в отношениях с третьими лицами (арендодателем) является Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ).

Правило и исключения

Отношения, связанные с арендой государственного или муниципального имущества, регулируются ст.

17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 3 данной статьи государственные и муниципальные автономные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Однако существует ряд исключений, которые перечислены в ч.

1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и распространяются в том числе на АУ. Приведем некоторые из случаев, когда сдавать в аренду помещения разрешается без проведения торгов:

  1. договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).
  2. передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  3. договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  4. на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор, а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд.

1 Разъяснений ФАС). Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества.

Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей. Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений).

Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Аренда государственного и муниципального имущества

Служба поддержки сайта: 8 , info-torgi rostelecom.

Виды торгов. Торги Все. Антимонопольный контроль Реестр жалоб по торгам.

Получение разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства. Основная информация Регламент официального сайта. Претенденты на участие в конкурсе должны заранее ознакомиться с договора аренды государственного недвижимого имущества.

Последние вопросы по теме «аренда муниципального имущества»

Все темы В соответствии с п.11 ст 17.1 135-ФЗ можно ли в течении 6 месяце на 29 дней заключить договор аренды мун.

имущества с одним юридическим лицом, а потом сразу на 29 дней с другим юридически лицом без торгов?

13 Января 2019, 17:58, вопрос №2223013 Ксения, г. Омск Категория: Добрый день! Возникла следующая ситуация, я как индивидуальный предприниматель сдаю квартиру в аренду и плачу налог 6% на УСН. Сейчас возникла потребность в сдачи квартиры, которая официально принадлежит моей несовершеннолетней дочери.

Каким. 08 Июня 2020, 17:50, вопрос №2020369 Павел, г. Санкт-Петербург 1000 стоимость вопроса вопрос решен Добрый день!

У одного из Московских Вузов имеется объект -«Ненужный», аварийный корпус! Они с удовольствием отдали бы бизнесу, в счет восстановления корпуса.

Прошу Вас ответить: какие шаги нужны бизнесмену для получение данного корпуса для.

22 Мая 2020, 03:56, вопрос №2002405 Дмитрий Александрович, г. Москва Категория: 1000 стоимость вопроса вопрос решен

  1. Оценим вашу ситуацию бесплатно
  2. Объясняем, что делать,без сложных терминов
  3. Общаемся по Telegram и WhatsApp

Или напишите нам в Здравствуйте. с 1.12.2012г. арендую как ООО муниципальное помещение.

договор аренды на 5 лет. с регистрацией в росреестре. Скажите возможно ли это помещение выкупить в собственность. и какие действия необходимо применить что бы его внесли в план.

21 Мая 2020, 16:13, вопрос №2001923 Алексей Васильевич Чебан, г.

Уссурийск Категория: 400 стоимость вопроса вопрос решен Имущество передано в управление мупу, который сдал в аренду ООО, который сделал ремонт здания. Имеет ли ООО преимущество при выкупе недвижимости. Арендует с 15.06.2015 г. Что необходио сделать для того, чтобы инициировать процессс выкупа?

В какие. 21 Мая 2020, 11:57, вопрос №2001571 Ольга, г.

Казань Категория: Правомерно ли объявление одного аукциона о предоставлении земельных участков (муниципальные земли) в аренду несколькими лотами ( несколько земельных участков в одном аукционе) . По результатам аукциона один победитель, один арендатор на все.

09 Апреля 2020, 12:43, вопрос №1961091 Наталья, г. Екатеринбург Категория: 1000 стоимость вопроса вопрос решен Может ли ИП с лицензией (образовательные услуги) заключить договор аренды муниципального имущества без торгов?

Спасибо. 12 Мая 2017, 09:31, вопрос №1634116 Ирина, г. Пермь Категория: Собственник земли—Муниципалитет.

Арендатор—Юр лицо. Арендатор заключит договор субаренды с физ лицом на земельный участок размером 10 соток для возведения на нем жилого дома. Субарендатор построит жилой дом и зарегистрирует на него право. 04 Мая 2017, 22:07, вопрос №1629591 Игорь, г.

Москва Категория: 400 стоимость вопроса вопрос решен в каком случае возможна субаренда части муниципального помещения.

часть занимаемого помещения муниципальным учреждением, может быть сдана в субаренду.

каким образом можно оформить? какую часть занимаемого помещения можно сдать в субаренду 21 Апреля 2017, 11:54, вопрос №1616170 людмила, г.

Томск Категория: 1. Необходимо включить в договор объект, который не относится ни к одному приложению данного договора. Следовательно нужно добавить новый перечень новым приложением. Как сформулировать это добавление в доп.соглашении?

2. При добавлении нового. 10 Апреля 2017, 15:36, вопрос №1603637 Екатерина, г. Саратов Категория:

Порядок пересмотра цены договора

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет заключенного ранее договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, уменьшение арендной платы является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в порядке, установленном главой 5 вышеупомянутого закона.

Вам также может понравиться...